Я не могу усидеть на месте.
Ребёнком я носился туда-сюда, хулиганил, лазил, где только мог — я был комшарным сном для родителей, учителей и всех, кому приходилось заботиться обо мне. Став подростком, я внезапно присмирел. Но ум мой не угомонился; внутри всё кипело. Я жаждал стимулов извне. Всякий раз, когда у меня было пару свободных минут, например, во время простоя в машине или в очереди, я доставал свой телефон и начинал читать. Или делал заметки и всё, что могло занять мой ум.
У меня много интересов. Если я позволю себе полностью им отдаться, то распластаюсь во все стороны и истончусь, как французский блинчик.
К счастью, я научился хранить их в секрете, как подарки, которые могу раскрыть по своему желанию. (Хотя иногда упаковка не выдерживает. Я ведь обычный человек.)
Я знаю, я не одинок в своей проблеме. Задавали ли вы себе когда-нибудь подобные вопросы:
- Как добиться спокойствия ума, чтобы сосредоточиться на одной вещи, которую необходимо сделать?
- Как не терять мотивацию во время достижения цели и придерживаться плана, когда хочется сделать сотню вещей?
- Как успеть удовлетворить множество своих интересов при ограниченном времени?
Со временем я научился справляться с подобными вызовами, и, к счастью, нашёл решение.
Вот метод из шести шагов, который я выработал с годами. Благодаря ему я могу погружаться во множество интересов, при этом оставаться собранным и завершать дела. Этот метод приносит мне быстрые результаты, в него легко можно вносить изменения.
Источник: brainstormyyourbiz.com.
- Обязательное
Первый шаг — определить, какие виды деятельности самые важные на данный момент. То есть те дела, которые лежат в основе желаемой жизни. Например, проводить время с семьёй и друзьями, заниматься спортом, читать, слушать музыку и путешествовать.
Дела, которые входят в план вашего личного роста, тоже важны, поскольку они сделают из вас того человека, которым вы хотите стать. Например: осваивать новые навыки, улучшать уже существующие, начать сторонний бизнес, продвинуться по карьерной лестнице.
Все эти виды деятельности — первостепенны; они крайне важны для вас и могут значительно повлиять на вашу жизнь. Именно этому стоит уделить максимум своего внимания.
Выпишите все обязательные дела отдельным списком.
Избавьтесь от лишнего
Наш мозг постоянно ищет стимулов извне. Современное общество предоставляет нам их сполна. Оно с удовольствием бомбардирует наш мозг раздражителями в виде уведомлений из приложений, бесконечных новостей, электронной почты и смс. Все эти внешние раздражители и неумолимое желание быстрого вознаграждения неизбежно ведут к прокрастинации.
Чтобы справиться со всем этим, придётся избавиться от мусора. Придётся освободить время для обязательных и желательных дел. Задайте себе следующие вопросы:
- Какие дела вы делаете только по привычке, даже если само занятие вам не нравится?
- Какие вещи вы всегда доделываете из чувства долга, даже если для вас они не особо важны? (Возможно, вам внушили, что их надо делать или вас «вынуждает» давление коллег).
- Какие виды прокрастинации наиболее типичны для вас?
По теме: Ричард Брэнсон дал универсальный совет по повышению продуктивности
Следование этим шести пунктам подразумевает, что я должен вычеркивать, хотя бы на время, занятия, которые я люблю, в угоду другим, важным для меня на текущий момент.
Вот примеры деятельности, которая обычно подпадает под эту категорию: просмотр новостей, проверка или электронной почты и общая тенденция смотреть телевизор.
Найдите время для того, чтобы выяснить, что это за занятия, и выпишите их в третий список. Нужно прекратить делать вещи из этого списка или делать их реже.
Держите список в качестве напоминания на тот случай, если поймаете себя на том, что «разбазариваете» время из-за этих дел.
Источник: well. blogs.nytimes.com.
Интерес к компьютерным, программным и техническим новшествам
Видеомонтажер – человек, который работает с отснятыми видеоматериалами. Он собирает сюжеты в единую картинку, удаляет все лишнее, создает переходы – буквально «склеивает» видеоролик. Профессия связана с современными технологиями, в ней есть доля творчества. Каждый ролик перед выходом на большие экраны проходит серьезную подготовку и обработку. Происходит наложение музыки и спецэффектов, выбираются лучшие кадры, при необходимости происходит повторная съемка. Качество и визуальный образ видео формирует видеомонтажер, используя для этой работы профессиональный софт. Монтаж видео – достаточно кропотливый процесс, требующий усидчивости и сосредоточенности. В обязанности видеомонтажера входит выполнение следующих работ:
- просмотр отснятого материала;
- удаление неудачных кадров;
- соблюдение тайм-кода;
- добавление текста, субтитров, финальных титров, заставок;
- синхронизация видео со звуком;
- нарезка и склейка фрагментов;
- разработка рекомендаций, касающихся повторной съемки фрагментов низкого качества: тени, нечеткость, посторонние предметы, иное;
- создание переходов, наложение различных эффектов;
- работа со звуком: наложение музыки, диалогов и т. д.
Основной рабочий инструмент – компьютер с пакетом узкопрофессиональных программ. Софт для обработки видео, наложения спецэффектов, коррекции качества видео и решения других задач. Требует развитых творческих навыков, эстетического вкуса. Видеомонтажеры склонны к самообучению, они постоянно заняты освоением нового софта и отслеживанием модных трендов. Я самоучка, все делалось методом проб и ошибок. Экспериментирования…
Эти уроки мне помогли: https://www.youtube.com/user/Artemmilan1 — бесплатные видеоуроки., мини-курсы. https://www.youtube.com/c/MovaviRU/featured — видеоуроки.
В этих программах я работаю: https://amssoft.ru/videoshow https://fotoshow-pro.ru https://www.movavi.ru
В этих программах я хочу научиться работать: https://www.adobe.com/ru/products/premiere.html https://www.vegascreativesoftware.com/ru https://shotcut.ru.uptodown.com/windows https://filmora.wondershare.net https://www.blackmagicdesign.com/ru/products/davinciresolve
Для удобства работы создан личный канал YouTube, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал: https://www.youtube.com/channel/UCRs1si-TbrTKUk_T9WfuK8g/featured
Сделайте план в одну страницу
Теперь, когда у вас есть три списка, впишите свои обязательные и желаемые дела в еженедельный план.
Запишите, какое количество времени вы будете отводить на каждое из этих занятий в день или в неделю; например: читайте по 30 минут каждый день или занимайтесь спортом полчаса по вторникам и четвергам.
На обязательные дела должно уходить больше времени. Если вы понимаете, что это не так, то стоит вернуться к шагу 1 или 2 и уяснить то, что для вас обязательное, а что желаемое.
Отслеживайте и корректируйте
Теперь, когда у вас есть план, придерживайтесь его в течение недели. Попробуйте придерживаться отведённого на каждое занятие времени. Затем каждый день записывайте, сколько времени вы на самом деле потратили на эти дела.
В выходные пересмотрите результаты всей недели и проанализируйте информацию.
- Придерживались вы своего плана?
- Потратили ли вы гораздо больше времени, чем планировали на пару-тройку своих дел?
- Удалось ли вам избавиться от лишнего, или же вы тратили время на то, чего не было в плане?
Полагаясь на свои ответы, внесите корректировки в план на следующую неделю. Отводите больше или меньше времени тем или иным делам, если в этом есть смысл. Вычёркиваете какие-то дела, если нужно. Пересмотрите свои занятия и примите на себя обязательство вновь навести в них порядок.
Экспериментируйте, изучайте, чередуйте
Ваш план не статичен. Вся суть метода заключается в том, чтобы заняться делами и вопросами, которые вас интересуют. Поэтому не бойтесь чередовать дела и добавлять новые при желании.
Изучайте, пробуйте всё, что приходит в голову, занимайтесь даже бесполезными вещами, чтобы посмотреть, куда они вас приведут. Изучая и экспериментируя, вы узнаете больше о себе и о том, что даёт вам ощущение самореализации.
Вы можете обнаружить, что одно из занятий, которым вы долгое время хотели заниматься, не настолько вас захватывает и не приносит такого удовлетворения, когда погружаетесь в него. Поэтому в итоге вы забросите его с ощущением того, что занятие себя исчерпало.
Со временем наши интересы и цели меняются; именно поэтому план ваших обычных дел стоит постоянно обновлять. Как правило, раз в месяц.
Источник: hub. jhu.edu.
Интерес к науке: дайте микроскоп!
Л. Викторова «Химия и жизнь» №5, 2012
Как наше общество относится к науке? Чтобы ответить этот вопрос, необходимо проводить социологические исследования. На то она и социология, чтобы изучать общество, в котором мы живем, и помогать нам лучше его понять.
В последние годы исследованиями по интересующему нас вопросу активно и профессионально занимается Институт статистических исследований и экономики знаний, который возглавляет доктор экономических наук, профессор Л. М. Гохберг. Институт был основан в 2002 году как подразделение Высшей школы экономики (ВШЭ). Область его научных интересов — методологические и аналитические разработки, связанные с развитием российской статистики в области науки, технологий, инноваций, образования, информационного общества.
Институт публикует результаты своих исследований в форме различных статистических сборников. В одном из них — «Индикаторы науки: 2012. Статистический сборник» (М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011) — мы и найдем ответ на интересующий нас вопрос, точнее — результаты социологических исследований на эту тему в разделе «Интерес населения к науке».
Сразу оговоримся, что социологические исследования выполнены по всем правилам этой науки. Данные по России, которые будут приведены ниже в диаграммах, получены в результате репрезентативных опросов взрослого населения (18 лет и старше), организованных Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Для сравнения авторы исследования использовали следующие источники данных: по европейским странам — Science and Technology
,
Eurobarometer
340, Luxembourg, 2010;
Europeans
,
Science and Technology
,
Eurobarometer
224, Luxembourg, 2005; по США и другим странам —
National Science Board. Science and Engineering Indicators —
2010. Arlington, VA:
National Science Foundation
.
Результаты любых социологических опросов — это всего лишь цифры, дающие повод для размышлений. Ну что ж, давайте поразмышляем.
Народ и тема
Беглый взгляд на диаграмму 1, иллюстрирующую интерес населения к научным темам, радует. Казалось бы, россиян уже давно ничего не интересует, кроме денег. А вот и нет. И это уже хорошо.
Диаграмма 1.
Интерес к научным темам. Данные по России — за 2009 год, США — за 2008 год, странам ЕС — за 2010 год
Интерес к состоянию окружающий среды столь же высок, как в Европе и в США. Правда здесь есть некие содержательные отличия, которые не отражены в опросе, а жаль. Отличия связаны с тем, что западный мир интересуют глобальные проблемы — глобальное потепление, глобальный дефицит пресной воды, глобальная миграция радиоактивных облаков пыли и вод и т. п. Нам же, в России, это совсем не интересно. Нас беспокоит состояние среды нашего обитания — того села, городка и региона, в котором мы живем. И высокий интерес, запечатленный на диаграмме, говорит о том, что в России много неблагополучных регионов, и о том, что эти вопросы активно обсуждаются в местной прессе. Мониторинг региональных СМИ, который я невольно провожу, разъезжая по городам и весям нашей необъятной страны, подтверждают эту мысль. Впрочем, вы можете с ней и не согласиться.
Интерес к достижениям в медицине у нас тоже высок, на том же уровне, что в Европе и в США. Но, скорее всего, не к достижениям как таковым, потому что рассчитывать на быстрое вхождение новых технологий в медицинскую практику в России нам не приходится — весь наш опыт говорит об этом. Похоже, диаграмма отражает повышенную заботу россиян о своем здоровье, а значит — поворот к здоровому образу жизни. И это очень хорошо. Понятно, что те, кто, скажем, пьет горькую, никакими «достижениями медицины» не интересуются, разве что новыми эффективными способами снятия алкогольной интоксикации. Впрочем, медицина медицине рознь. Очень может быть, что в сознании опрашиваемых всякие шарлатаны тоже проходят по разряду «достижения медицины», а у нас их пруд пруди. Хотя на Западе их не меньше. Однако эту тонкую градацию мы не можем рассмотреть в диаграмме, но общая картина вдохновляет.
Однако радость улетучится, когда мы примемся анализировать интерес российского общества к изобретениям, технологиям и научным открытиям. На самом деле столь низкие цифры отражают российские реалии и объясняют, почему наша наука в загоне. Но дело не только и не столько в науке. В конце концов, ей требуется не так уж и много исследователей. Гораздо хуже с изобретениями и технологиями, которые по определению символизируют материальное производство. И теперь мы знаем, что все это мало кого интересует. Похоже, россияне не особо надеются на науку и технику как основу научно-технического прогресса, призванного улучшить нашу жизнь, и не рассматривают их как область приложения своих сил. И это крайне огорчительно. С кем будем строить «инновационную экономику», проводить «новую индустриализацию»? И кто через 10–20 лет будет работать на атомных электростанциях? Да что там атомных — тепловых хотя бы. Данные, приведенные на диаграмме, на самом деле отражают, на мой взгляд, последствия гуманитаризации школьного образования, уничтожения отраслевой науки и производства в нашей стране. Разрушить было просто. А вот теперь, когда стало ясно, что погорячились, как все это восстановить при таком низком интересе общества к этой сфере деятельности?
Что окончательно добивает, так это отсутствие интереса российского общества к исследованиям космоса. Это в стране, которая первой вышла в космос и еще недавно так гордилась своими космическими проектами, устремленными в будущее! Высокая степень интереса к исследованиям космоса в России за двадцать пять лет упала со 100 до 13%. Значит, даже те, кто в детстве мечтал стать космонавтом, больше не следят за новостями о Международной космической станции и телескопе «Хаббл». А рассчитывать на интерес у молодежи было бы странно, если вспомнить, что курс «Астрономии» выкинули из школьных программ 15 лет назад, как, впрочем, и космические программы — из сферы государственных приоритетов.
И вот что интересно. Поколение «Звездных войн», выросшее на компьютерных космических стрелялках и фантастических блокбастерах, совершенно равнодушно к настоящим исследованиям космоса. Обитатели виртуального мира перестают интересоваться миром реальным. И это не интересно — это страшно.
Что же касается компьютеризации и Интернета, то полученные данные (жаль, что нет сравнения с западными странами) демонстрируют вполне здоровое и адекватное отношение к компьютерам. Всерьез этим интересуется 21% — это огромная армия профессионалов, кто эти компьютеры разрабатывает, собирает, обслуживает, чинит, пишет к ним программы и все это продает. Тут, хочешь, не хочешь, а приходится интересоваться новостями в этой области. И еще, пожалуй, небольшая группа компьютероманов, которые жить не могут без новых компьютерных игрушек и прибамбасов. Большая же часть нашего общества — обычные пользователи, которые относятся к компьютерам и Интернету спокойно, как к обычному инструменту, который давно уже перешел в разряд бытовой техники. Наверное, компьютеров в России сегодня больше, чем стиральных машин.
Впрочем, было бы ошибкой полагать, что в России компьютер стоит в каждом доме и каждый россиянин начинает и заканчивает свой день с просмотра новостей в Интернете. Большинство в нашей стране до сих пор не пользуются по разным причинам этим инструментом. Поэтому так велика армия тех, не интересуется этой темой или интересуется умеренно.
Где источник?
Значимость Интернета как источника информации о науке и технике в последние годы быстро растет, телевидение стоит на месте, а доля радио падает, что и понятно: для популяризации науки и техники необходим визуальный ряд, который радио не доступен, а просто разговор в эфире можно не понять или понять неправильно. В общем, все вполне прогнозируемо и ожидаемо (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2.
Основные источники информации о науке и технике
Для нас, выпускающих журнал «Химия и жизнь», важно, что роль научно-популярных журналов и книг в распространении информации о науке и технике, тоже неуклонно растет, пусть и медленно. Правда, эта тенденция почему-то не воплощается в рост тиражей бумажных научно-популярных журналов.
Диаграмма 3.
Посещение научных музеев. Данные по России — за 2009 год, США — за 2008 год, странам ЕС — за 2010 год
В этом перечне есть еще один подрастающий член команды — научные музеи. Мы чаще стали посещать планетарии, зоопарки и ботанические сады, научные музеи и научно-технические выставки. В абсолютных цифрах это не так впечатляет, 61% опрошенных ни в какие подобные места не ходят, но тем не менее на фоне других стран мы выглядим очень даже прилично, занимая место между Китаем и Бельгией (диаграмма 3).
Проблемы науки и техники
Регулярно читают о науке у нас совсем немногие — всего лишь 8%. Да и для разговоров с друзьями (5%) мы находим другие темы. Тут Европа подает нам хороший пример (диаграмма 4). А вот где мы на равных, так это в публичных обсуждениях проблем науки и техники. Правда, я не очень понимаю, о каких таких публичных обсуждениях в России идет речь.
Диаграмма 4.
Вовлеченность в проблемы науки и техники. Данные по России — за 2009 год, странам ЕС — за 2005 год
Но интереснее другое. В обсуждениях-то мы участвуем, пусть и немногие, регулярно или время от времени (10%). А вот подписывать всякие обращения к руководству области и страны мы не торопимся, потому что хорошо понимаем — смысла никакого. Можно сказать, что скепсис россиян по отношению к власти почти в три раза сильнее, чем у европейцев.
Научная грамотность населения
Комментировать данные опросов в этой главе вряд ли стоит — они сами говорят за себя (диаграмма 5). Мы почти единодушны лишь в одном вопросе — что Земля вращается вокруг Солнца. Со всем остальным у нас очевидные проблемы, корни которых лежат, разумеется, в системе образования.
Диаграмма 5.
Правильные и неправильные ответы
Хотя если бы меня спросили, верно ли, что Вселенная образовалась в результате мощного взрыва, я бы затруднилась ответить по очень простой причине: теория Большого взрыва, хоть она и общепринята на данный момент и имеет множество подтверждений, все-таки остается теорией. И как там оно было на самом деле, мы пока с уверенностью утверждать не можем.
Подсчет среднего уровня научной грамотности ставит нас в хвост очереди за Швецией, Францией, Великобританией, США, Словенией, Польшей, Эстонией и еще 20 странами. Одно утешает — хоть здесь-то мы опережаем Китай.
Диаграмма 6.
Уровень научной грамотности. Данные по России — за 2009 год, США — за 2008 год, Китаю — за 2007 год, странам ЕС — за 2005 год, Корее, Малайзии и Индии — за 2004 год, Японии — за 2001 год
Но это утешение слабое, потому что есть еще одна показательная диаграмма (диаграмма 6), которая выбивает почву из-под ног. С утверждением «В нашей повседневной жизни научные знания необязательны» согласились 40% россиян. Авторы исследования при построении этой диаграммы ориентировались на число тех, кто не согласны с этим утверждением (54%). Наверное, чтобы пощадить наши чувства.