Что делает арт-директор и как им стать

Кто такой арт-директор?

Профессия арт-директора разнообразна, а функции зависят от конкретной компании. В любом случае это руководящая должность, предполагающая работу над творческими проектами совместно с командой дизайнеров, фотографов, копирайтеров, рекламщиков, декораторов и других специалистов.

«Арт-директор должен быть лидером, тем, кто вдохновляет на идеи и управляет видением дизайнеров, – объясняет Джеймс Фентон (основатель студии дизайна Blimp Creative). – Он обязан распознавать талант в людях вокруг себя и понимать, как получить от них наилучший результат». Дженни Теолин (арт-директор) добавляет: «По-моему мнению, главное различие между работой графическим дизайнером и арт-директором заключается в том, что второй больше имеет дело с людьми, чем с компьютерами. Поскольку я вижу творческую отрасль как индустрию «человека», сотрудничество позволяют создавать захватывающие проекты».

Перспективы профессии

Так как арт-директор играет центральную роль в создании положительного имиджа компаний и их продуктов, что напрямую способствует продвижению на пресыщенном рынке товаров и услуг, спрос на специалистов, занимающихся увеличением прибылей бизнеса, будет только повышаться в ближайшие годы. Молодым людям, желающим освоить профессию арт-директора, следует развивать вкус, следить за последними трендами в мире рекламы и не бояться браться за сложные проекты, ведь именно они будут стержнем портфолио при приеме на работу.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия арт-директор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Обязанности арт-директора

Что делает арт-директор? Отвечает за визуальный стиль и образ рекламы, журналов, упаковки продуктов, фильмов, ТВ-передач и многого другого. Он продумывает общий дизайн для проекта и направляют команду на воплощение его в конкретные макеты, декорации, видео и т.д.

Основные обязанности арт-директора:

  • Определение визуального представления концепции и общего стиля конечного продукта
  • Отбор наиболее подходящих фотографий, рисунков, шрифтов и других элементов дизайна
  • Управление командой дизайнеров: графических, веб, UX и т.д., контроль их работы
  • Рассмотрение и утверждение дизайнов, арт-работ, айдентики, фотографий и графики, созданных членами команды
  • Общение с клиентами для разработки оптимального стиля для проекта и выбора правильного подхода
  • Координирование деятельности команды дизайнеров
  • Составление бюджета и плана работы
  • Представление проектов на утверждение клиентам

Как стать арт-дизайнером

  • В издательском деле он контролирует верстку страниц каталогов, журналов и газет; подбирает обложки для книг и периодических изданий; следит за оформлением контента на веб-сайтах издательства
  • В рекламных и пиар-агентствах гарантирует, что послание клиента и имидж бренда будут корректно переданы потребителям; отвечает за визуальные аспекты в рекламных и медиа-кампаниях; координирует работу дизайнеров, художников, иллюстраторов
  • В кинопроизводстве сотрудничает с режиссерами, чтобы определить, какие декорации и реквизит требуются для фильма, выделяя стиль и образ всех предметов в кадре; он нанимает и управляет штатом сет-дизайнеров, чтобы создать итоговую «картинку»

Арт-директор, креативный директор

Сфера деятельности

Искусство, дизайн, развлечения, масс-медиа

Вид деятельности

Творить, создавать нечто новое, проектировать

Краткое описание

Арт-директор

(креативный директор, дизайн-директор, художественный руководитель) – специалист в сфере дизайна и руководитель творческих проектов. Арт-директора востребованы в СМИ, рекламных, digital и креативных агентствах, отделах рекламы в крупных компаниях, в индустрии кино, театра и развлечений, ресторанном бизнесе, разработке видеоигр и других сферах, где важна творческая и визуальная составляющая. Обычно под началом арт-директора работает целый творческий коллектив дизайнеров, иллюстраторов, фотографов, привлеченных специалистов.

Арт-директор

отвечает за разработку и реализацию креативной концепции проекта, он выступает в творческой команде в роли менеджера, дизайнера, гуру и идейного вдохновителя в одном лице. В очень крупных коллективах креативный директор выше в иерархии компании, чем арт-директора, которые ведут отдельные проекты.

Обилие информации и конкуренция на рынке заставляют коммерческие компании привлекать к себе внимание наиболее креативным способом. Хорошая реклама не обязательно должна быть яркой, ее цель — выстроить быструю коммуникацию с потенциальным покупателем, зацепить его смыслом или эмоцией. Для создания запоминающейся и действенной рекламы команда во главе с арт-директором старается «посмотреть на мир глазами покупателя», понять его проблемы, скрытые мысли и чувства, которые называются инсайт («озарение», термин, пришедший в рекламу из психологии).

Специфика работы арт-директора

различается в зависимости от сферы, в которой он работает. Например, арт-директор ресторана составляет планы развлекательных мероприятий, приглашает исполнителей, отвечает за оформление и атмосферу заведения. Арт-директор в геймдеве (разработке видеоигр) разрабатывает и следит за реализацией единой визуальной концепции игры. Арт-директор в издательском деле наряду с главным редактором отвечает за единый визуальный стиль журнала, газеты, книги. Но во всех сферах его главной задачей остается генерация свежих идей и воплощение их силами творческого коллектива.

Чем занимается креативный директор

  • Создание креативных концепций
  • Общение с клиентом и составление брифа
  • Разработка визуальных решений для созданных концепций
  • Разработка дизайна сайтов, приложений, рекламных компаний
  • Разработка фирменного стиля
  • Разработка имиджей для мероприятий, полиграфии и презентаций
  • Организация и сопровождение фото- и видеосъемок
  • Создание гайдлайнов
  • Управление командой дизайнеров
  • Авторский надзор за реализацией проекта
  • Контроль за соблюдением сроков выполнения проектов

Где учиться

Специальности «арт-директор» не учат в России ни в одном вузе или колледже. Арт-директором можно стать, пройдя путь от дизайнера или художника. При приеме на работу ценится не столько диплом, сколько портфолио и опыт работы в сходных проектах.

Вузы:

    54.03.01 — Дизайн
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
  • Государственный университет по землеустройству
  • Московский государственный институт культуры
  • Московский государственный областной университет
  • Московский городской педагогический университет
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • Московский государственный университет дизайна и технологии
  • Московский государственный университет технологий и управления
  • Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
  • Московский гуманитарный университет
  • Московский педагогический государственный университет
  • Московский политехнический университет (МАМИ)
  • Московский технологический университет (МИРЭА)
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Российский государственный гуманитарный университет
  • Российская государственная специализированная академия искусств
  • Российский государственный социальный университет
  • Российский государственный университет туризма и сервиса
  • Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • Технологический университет
    54.05.02 — Живопись
  • Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
  • Московский художественный институт имени В.И. Сурикова
  • Московский государственный областной университет
  • Московский государственный университет дизайна и технологии
  • Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества
  • Российская государственная специализированная академия искусств
    54.05.03 — Графика
  • Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
  • Московский художественный институт имени В.И. Сурикова
  • Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
  • Московский политехнический университет (МАМИ)
  • Российская государственная специализированная академия искусств
    Колледжи, техникумы, училища
    54.02.01 — Дизайн (по отраслям)
  • 1-й Московский Образовательный Комплекс
  • Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 (26 КАДР)
  • Гуманитарный колледж РГГУ
  • ИСТ РГУТиС
  • Колледж автоматизации и информационных технологий № 20
  • Колледж архитектуры и строительства № 7
  • Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже
  • Колледж легкой промышленности № 5
  • Колледж малого бизнеса № 4
  • Колледж МГУДТ
  • Колледж РГУТиС
  • Колледж предпринимательства № 11
  • Колледж прикладного искусства при МГХПА имени С.Г. Строганова
  • Колледж современных технологий им. М.Ф. Панова
  • Московское Государственное академическое художественное училище памяти 1905 года
  • Московский государственный образовательный комплекс
  • Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова
  • Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина
  • МНПЦР
  • Московский приборостроительный техникум РЭУ
  • Московский промышленно-экономический колледж РЭУ
  • Московский техникум космического приборостроения МГТУ
  • МЦО
  • Образовательный комплекс дизайна и технологий
  • Образовательный комплекс сферы услуг
  • Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова
  • Социальный колледж РГСУ
  • Технологический колледж № 21
  • Технологический колледж № 34
  • Техникум малого бизнеса № 67
  • ТТД ТУ
    55.02.02 — Анимация
  • Киноколледж № 40
  • Театральный художественно-технический колледж

Где работать

  • Кино и театр
  • Рекламный бизнес
  • СМИ и издательское дело
  • Ресторанный и отельный бизнес
  • Музейное дело
  • Event-агентства
    Компании мечты (из интернет-источников):
  • Студия Артемия Лебедева
  • BBDO
  • Red Keds
  • Wargaming
  • Радио «Рекорд»
  • Коммерсант

Навыки и качества успешного арт-директора

Какие качества и навыки делают арт-директора успешным? Выбирая эту профессию, вам предстоит работать с людьми, поэтому художественный талант важен, но без «правильного» темперамента и умения находить общий язык с подчиненными и клиентами не обойтись.

«Фундаментальный аспект профессии арт-директора – способность создавать благоприятную творческую среду, – говорит Шоу Боуэн (креативный партнер B&B Studio). – Наличие лидерских качеств, которые позволяют делать это эффективно и последовательно, невероятно важно. Наряду с творческим чутьем и талантом требуется эмоциональный интеллект, сострадание и способность понимать всеобъемлющие цели бизнеса».

Бен Брирс, директор по стратегическому дизайну в Robot Food, уточняет, что должен знать и уметь арт-директор: «Управление временем – это основа успеха. Вы должны понимать, когда и куда инвестировать свою энергию; когда ваше участие необходимо, а когда лучше остаться в стороне; когда сказать «да» и, что более важно, когда сказать «нет»». Фентон добавляет: «Я считаю, что хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту людей вокруг, ценить их таланты, сильные и слабые стороны, сохраняя при этом четкое видение сообщения, которое необходимо донести до читателя, пользователя, зрителя и т.д.».

Качества профессионального арт-директора:

  • Коммуникабельность. Требуется умение слушать и выстраивать диалог с клиентами, коллегами и подчиненными, чтобы понимать их идеи и желания относительно проекта
  • Креативность. Арт-директор должен предлагать интересные, нестандартные и инновационные концепции для разработки рекламных кампаний, макетов, упаковки, декораций, верстки и т.д.
  • Лидерские качества, т.к. в обязанности входит организация и управление сотрудниками, а также их мотивирование. Арт-директор должен не только сформулировать собственное видение стиля проекта, но и донести его до дизайнеров, иллюстраторов, художников, верстальщиков, а затем контролировать выполнение работы
  • Изобретательность. Арт-директору приходится адаптировать созданный дизайн по мере появления новых технологий в индустрии
  • Организованность. Как сказал Бен Брирс, руководитель творческой команды должен правильно расставлять приоритеты и эффективно управлять собственным временем. На арт-директоре лежит обязанность по соблюдению сроков выполнения работ

Требования к кандидатам на должность арт-директора:

  • понимание трендов дизайна, рекламы, корпоративного стиля, а также социальных, экономических и политических тенденций;
  • умение выявить потребности заказчика;
  • творческий вкус и талант, образное мышление;
  • умение проводить анализ рынка;
  • наличие опыта ведения и реализации проектов;
  • развитые управленческие навыки;
  • владение профессиональными дизайн-программами;
  • понимание, как составить и донести визуальное и текстовое сообщение, которое точно передает послание заказчика и оказывает ожидаемое влияние за аудиторию.

Личностные качества, необходимые для арт-директора

Арт-директора – это, как правило, творческие личности, интуитивные, чувствительные, но при этом способные стратегически мыслить и доступно выражать свое видение, ведь они формулируют оригинальные инновационные идеи.

Как менеджеры они предприимчивы, амбициозны, настойчивы, экстравертивны, энергичны, полны энтузиазма, уверены, оптимистичны.

Какие ещё качества помогут добиться успеха будущему арт-директору:

  • Уверенность
  • Способность учиться
  • Стрессоустойчивость
  • Способность мыслить нестандартно
  • Навыки общения
  • Стратегическое мышление
  • Способность к совместной работе.

Один рабочий день может включать в себя отправку книги на печать, показ концепций обложек, чтение, исследование для интерьерных журналов, а также получение выдержек будущей книги, ответы на запросы по электронной почте между решением других более крупных задач.

Где учиться на арт-директора?

Университеты Италии славятся сильными факультетами дизайна, искусства и моды. Ведущие творческие вузы страны предлагают широкий выбор программ бакалавриата, магистратуры и мастерских программ. Подготовка ориентирована не только на местных, но и иностранных студентов, поэтому обучение ведется как на итальянском, так и английском языке. Так, где же учиться на арт-директора?

  • NABA
  • Istituto Marangoni
  • Domus Academy
  • Rome University of Fine Arts
  • Istituto Europeo di Design
  • Università Cattolica del Sacro Cuore

Если вы хотите получить больше информации об обучении на арт-директора и программах представленных университетов, обращайтесь за бесплатной консультацией к экспертам STUDIES&CAREERS.

Арт-директор: история успеха

Один из самых успешных арт-директоров в мире – Рей Инамото, бывший главный креативный директор AKQA, Нью-Йорк. Работал с Audi, Google, Nike, Xbox и Verizon, его имя о Американской федерации рекламы. Он видит свою миссию в том, чтобы делать вещи, которые полезны, пригодны для использования и востребованы.

Наиболее заметные работы: рекламные компании для Miracle Whip, запуск 2010 GTI Volkswagen и онлайн-игры по мотивам фильма «Шерлок Холмс». По словам Рея Инамото, успех рекламных кампаний, созданных AKQA, он объясняет очень просто: «Мы создаем продукт, который интересен потребителю».

Colossal

Онлайн-галерея современного искусства, дизайна, фотографий, иллюстраций, анимации, науки и уличного искусства. В архиве более 6700 статей о работах начинающих и признанных художников. В своих репортажах авторы Colossal исследуют и разбирают творческие проекты, а не критикуют и интерпретируют их.

Мобильная разработка в 2021 и до бесконечности

Самый эргономичный спецпроект Cossa и Surf — о том, как создавать и развивать удобные, полезные приложения. Кейсы, обзоры, советы экспертов: всё ценное в одном месте.
Разработка, маркетинг и продажи в мобайле →

Бесплатно.

Какими знаниями и качествами должен обладать арт-менеджер

Арт-менеджер в первую очередь должен владеть какими-то правильными представлениями, связанными с экономикой, бизнесом, психологией, а также уметь оперировать своими знаниями. Конечно же, хорошо, когда он включен в сферу искусства, но это те знания, которые можно приобрести, и они в большей мере связанны с определенным образовательным процессом. Но профессиональные менеджерские знания подчас важнее, чем знание искусства. Во-первых, потому что грамотный арт-менеджер или галерист всегда может привлечь искусствоведов, которые станут его помощниками. Во-вторых, он сам может приобрести достаточно большой объем знаний, потому что самообразование и образование сейчас абсолютно открытые вещи.

Марина Лошак, искусствовед, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

Арт-менеджеру важно быть хорошо организованным человеком, обладать базовыми знаниями по истории искусства, знать, как устроены художественные институции и как они работают, понимать, что сейчас происходит в арт-мире, в общем, это большой и сложный комплекс знаний.Одно из самых важных качеств, необходимых арт-менеджеру — умение находить язык со всеми участниками художественного процесса: в этом мире нет четких правил, поэтому многое строится на личных взаимоотношениях.

Иосиф Бакштейн, искусствовед, директор Института проблем современного искусства

Базовые качества, которыми должен обладать арт-менеджер, перечислил куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николай Палажченко:

  • Понимание искусства: если человек хочет делать что-то в искусстве, ему нужны глубокие знания в этой области. Так как, планируя бизнес, необходимо иметь хотя бы приблизительные представления о том, что будет завтра с искусством, в каких направлениях оно будет развиваться и т.д.
  • Организованность и универсальность: способность делать все правильно и вовремя, а также быстро понимать, как устроены различные процессы в искусстве.
  • Умение работать с информацией: распространять информацию вокруг себе и пользоваться той, которая вращается в арт-сообществе, а также постоянно искать новые каналы коммуникации.
  • Умение общаться людьми.
  • Обаяние.
  • Хорошая реакция и готовность к изменениям: арт-менеджмент — быстро меняющаяся и растущая среда, в которой средний срок изменение реальности составляет полгода. Поэтому важно уметь быстро приспосабливаться.
  • Общая культура: нельзя делать качественные проекты в арте, не понимая общих тенденций в театре, литературе, социальной и политической, экономической жизни и др.
  • Проектное мышление: в искусстве никогда не бывает бесконечного континуума, любая выставка или клиент — это всегда проекты, а любой проект имеет свой цикл.

Я не люблю слово «менеджер». Сейчас люди, у которых есть деньги, могут делать искусство. Но если вы считаете, что в искусстве есть деньги, то лучше туда не ходить, а просто открыть завод. Деньги делают те, кто понимает человеческую природу. Искусство же надо любить. Поэтому я считаю, что арт-менеджер должен совмещать эти качества, то есть, в первую очередь, любить то, что он делает, и понимать человеческую природу… Менеджер должен быть фанатиком и подвижником, он должен уметь принимать креативные решения и коммуницировать.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: