Кто такой арт-директор?
Профессия арт-директора разнообразна, а функции зависят от конкретной компании. В любом случае это руководящая должность, предполагающая работу над творческими проектами совместно с командой дизайнеров, фотографов, копирайтеров, рекламщиков, декораторов и других специалистов.
«Арт-директор должен быть лидером, тем, кто вдохновляет на идеи и управляет видением дизайнеров, – объясняет Джеймс Фентон (основатель студии дизайна Blimp Creative). – Он обязан распознавать талант в людях вокруг себя и понимать, как получить от них наилучший результат». Дженни Теолин (арт-директор) добавляет: «По-моему мнению, главное различие между работой графическим дизайнером и арт-директором заключается в том, что второй больше имеет дело с людьми, чем с компьютерами. Поскольку я вижу творческую отрасль как индустрию «человека», сотрудничество позволяют создавать захватывающие проекты».
Перспективы профессии
Так как арт-директор играет центральную роль в создании положительного имиджа компаний и их продуктов, что напрямую способствует продвижению на пресыщенном рынке товаров и услуг, спрос на специалистов, занимающихся увеличением прибылей бизнеса, будет только повышаться в ближайшие годы. Молодым людям, желающим освоить профессию арт-директора, следует развивать вкус, следить за последними трендами в мире рекламы и не бояться браться за сложные проекты, ведь именно они будут стержнем портфолио при приеме на работу.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия арт-директор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Обязанности арт-директора
Что делает арт-директор? Отвечает за визуальный стиль и образ рекламы, журналов, упаковки продуктов, фильмов, ТВ-передач и многого другого. Он продумывает общий дизайн для проекта и направляют команду на воплощение его в конкретные макеты, декорации, видео и т.д.
Основные обязанности арт-директора:
- Определение визуального представления концепции и общего стиля конечного продукта
- Отбор наиболее подходящих фотографий, рисунков, шрифтов и других элементов дизайна
- Управление командой дизайнеров: графических, веб, UX и т.д., контроль их работы
- Рассмотрение и утверждение дизайнов, арт-работ, айдентики, фотографий и графики, созданных членами команды
- Общение с клиентами для разработки оптимального стиля для проекта и выбора правильного подхода
- Координирование деятельности команды дизайнеров
- Составление бюджета и плана работы
- Представление проектов на утверждение клиентам
Должностные обязанности арт-директора зависят от конкретной компании и отрасли:
- В издательском деле он контролирует верстку страниц каталогов, журналов и газет; подбирает обложки для книг и периодических изданий; следит за оформлением контента на веб-сайтах издательства
- В рекламных и пиар-агентствах гарантирует, что послание клиента и имидж бренда будут корректно переданы потребителям; отвечает за визуальные аспекты в рекламных и медиа-кампаниях; координирует работу дизайнеров, художников, иллюстраторов
- В кинопроизводстве сотрудничает с режиссерами, чтобы определить, какие декорации и реквизит требуются для фильма, выделяя стиль и образ всех предметов в кадре; он нанимает и управляет штатом сет-дизайнеров, чтобы создать итоговую «картинку»
Арт-директор, креативный директор
Сфера деятельности
Искусство, дизайн, развлечения, масс-медиа
Вид деятельности
Творить, создавать нечто новое, проектировать
Краткое описание
Арт-директор
(креативный директор, дизайн-директор, художественный руководитель) – специалист в сфере дизайна и руководитель творческих проектов. Арт-директора востребованы в СМИ, рекламных, digital и креативных агентствах, отделах рекламы в крупных компаниях, в индустрии кино, театра и развлечений, ресторанном бизнесе, разработке видеоигр и других сферах, где важна творческая и визуальная составляющая. Обычно под началом арт-директора работает целый творческий коллектив дизайнеров, иллюстраторов, фотографов, привлеченных специалистов.
Арт-директор
отвечает за разработку и реализацию креативной концепции проекта, он выступает в творческой команде в роли менеджера, дизайнера, гуру и идейного вдохновителя в одном лице. В очень крупных коллективах креативный директор выше в иерархии компании, чем арт-директора, которые ведут отдельные проекты.
Обилие информации и конкуренция на рынке заставляют коммерческие компании привлекать к себе внимание наиболее креативным способом. Хорошая реклама не обязательно должна быть яркой, ее цель — выстроить быструю коммуникацию с потенциальным покупателем, зацепить его смыслом или эмоцией. Для создания запоминающейся и действенной рекламы команда во главе с арт-директором старается «посмотреть на мир глазами покупателя», понять его проблемы, скрытые мысли и чувства, которые называются инсайт («озарение», термин, пришедший в рекламу из психологии).
Специфика работы арт-директора
различается в зависимости от сферы, в которой он работает. Например, арт-директор ресторана составляет планы развлекательных мероприятий, приглашает исполнителей, отвечает за оформление и атмосферу заведения. Арт-директор в геймдеве (разработке видеоигр) разрабатывает и следит за реализацией единой визуальной концепции игры. Арт-директор в издательском деле наряду с главным редактором отвечает за единый визуальный стиль журнала, газеты, книги. Но во всех сферах его главной задачей остается генерация свежих идей и воплощение их силами творческого коллектива.
Чем занимается креативный директор
- Создание креативных концепций
- Общение с клиентом и составление брифа
- Разработка визуальных решений для созданных концепций
- Разработка дизайна сайтов, приложений, рекламных компаний
- Разработка фирменного стиля
- Разработка имиджей для мероприятий, полиграфии и презентаций
- Организация и сопровождение фото- и видеосъемок
- Создание гайдлайнов
- Управление командой дизайнеров
- Авторский надзор за реализацией проекта
- Контроль за соблюдением сроков выполнения проектов
Где учиться
Специальности «арт-директор» не учат в России ни в одном вузе или колледже. Арт-директором можно стать, пройдя путь от дизайнера или художника. При приеме на работу ценится не столько диплом, сколько портфолио и опыт работы в сходных проектах.
Вузы:
- 54.03.01 — Дизайн
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
- Государственный университет по землеустройству
- Московский государственный институт культуры
- Московский государственный областной университет
- Московский городской педагогический университет
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- Московский государственный университет дизайна и технологии
- Московский государственный университет технологий и управления
- Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
- Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
- Московский гуманитарный университет
- Московский педагогический государственный университет
- Московский политехнический университет (МАМИ)
- Московский технологический университет (МИРЭА)
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Российский государственный гуманитарный университет
- Российская государственная специализированная академия искусств
- Российский государственный социальный университет
- Российский государственный университет туризма и сервиса
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Технологический университет
- 54.05.02 — Живопись
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
- Московский художественный институт имени В.И. Сурикова
- Московский государственный областной университет
- Московский государственный университет дизайна и технологии
- Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
- Российская академия живописи, ваяния и зодчества
- Российская государственная специализированная академия искусств
- 54.05.03 — Графика
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
- Московский художественный институт имени В.И. Сурикова
- Московская художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова
- Московский политехнический университет (МАМИ)
- Российская государственная специализированная академия искусств
- Колледжи, техникумы, училища
- 54.02.01 — Дизайн (по отраслям)
- 1-й Московский Образовательный Комплекс
- Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 (26 КАДР)
- Гуманитарный колледж РГГУ
- ИСТ РГУТиС
- Колледж автоматизации и информационных технологий № 20
- Колледж архитектуры и строительства № 7
- Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже
- Колледж легкой промышленности № 5
- Колледж малого бизнеса № 4
- Колледж МГУДТ
- Колледж РГУТиС
- Колледж предпринимательства № 11
- Колледж прикладного искусства при МГХПА имени С.Г. Строганова
- Колледж современных технологий им. М.Ф. Панова
- Московское Государственное академическое художественное училище памяти 1905 года
- Московский государственный образовательный комплекс
- Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова
- Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина
- МНПЦР
- Московский приборостроительный техникум РЭУ
- Московский промышленно-экономический колледж РЭУ
- Московский техникум космического приборостроения МГТУ
- МЦО
- Образовательный комплекс дизайна и технологий
- Образовательный комплекс сферы услуг
- Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова
- Социальный колледж РГСУ
- Технологический колледж № 21
- Технологический колледж № 34
- Техникум малого бизнеса № 67
- ТТД ТУ
- 55.02.02 — Анимация
- Киноколледж № 40
- Театральный художественно-технический колледж
Где работать
- Кино и театр
- Рекламный бизнес
- СМИ и издательское дело
- Ресторанный и отельный бизнес
- Музейное дело
- Event-агентства
- Компании мечты (из интернет-источников):
- Студия Артемия Лебедева
- BBDO
- Red Keds
- Wargaming
- Радио «Рекорд»
- Коммерсант
Навыки и качества успешного арт-директора
Какие качества и навыки делают арт-директора успешным? Выбирая эту профессию, вам предстоит работать с людьми, поэтому художественный талант важен, но без «правильного» темперамента и умения находить общий язык с подчиненными и клиентами не обойтись.
«Фундаментальный аспект профессии арт-директора – способность создавать благоприятную творческую среду, – говорит Шоу Боуэн (креативный партнер B&B Studio). – Наличие лидерских качеств, которые позволяют делать это эффективно и последовательно, невероятно важно. Наряду с творческим чутьем и талантом требуется эмоциональный интеллект, сострадание и способность понимать всеобъемлющие цели бизнеса».
Бен Брирс, директор по стратегическому дизайну в Robot Food, уточняет, что должен знать и уметь арт-директор: «Управление временем – это основа успеха. Вы должны понимать, когда и куда инвестировать свою энергию; когда ваше участие необходимо, а когда лучше остаться в стороне; когда сказать «да» и, что более важно, когда сказать «нет»». Фентон добавляет: «Я считаю, что хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту людей вокруг, ценить их таланты, сильные и слабые стороны, сохраняя при этом четкое видение сообщения, которое необходимо донести до читателя, пользователя, зрителя и т.д.».
Качества профессионального арт-директора:
- Коммуникабельность. Требуется умение слушать и выстраивать диалог с клиентами, коллегами и подчиненными, чтобы понимать их идеи и желания относительно проекта
- Креативность. Арт-директор должен предлагать интересные, нестандартные и инновационные концепции для разработки рекламных кампаний, макетов, упаковки, декораций, верстки и т.д.
- Лидерские качества, т.к. в обязанности входит организация и управление сотрудниками, а также их мотивирование. Арт-директор должен не только сформулировать собственное видение стиля проекта, но и донести его до дизайнеров, иллюстраторов, художников, верстальщиков, а затем контролировать выполнение работы
- Изобретательность. Арт-директору приходится адаптировать созданный дизайн по мере появления новых технологий в индустрии
- Организованность. Как сказал Бен Брирс, руководитель творческой команды должен правильно расставлять приоритеты и эффективно управлять собственным временем. На арт-директоре лежит обязанность по соблюдению сроков выполнения работ
Требования к кандидатам на должность арт-директора:
- понимание трендов дизайна, рекламы, корпоративного стиля, а также социальных, экономических и политических тенденций;
- умение выявить потребности заказчика;
- творческий вкус и талант, образное мышление;
- умение проводить анализ рынка;
- наличие опыта ведения и реализации проектов;
- развитые управленческие навыки;
- владение профессиональными дизайн-программами;
- понимание, как составить и донести визуальное и текстовое сообщение, которое точно передает послание заказчика и оказывает ожидаемое влияние за аудиторию.
Личностные качества, необходимые для арт-директора
Арт-директора – это, как правило, творческие личности, интуитивные, чувствительные, но при этом способные стратегически мыслить и доступно выражать свое видение, ведь они формулируют оригинальные инновационные идеи.
Как менеджеры они предприимчивы, амбициозны, настойчивы, экстравертивны, энергичны, полны энтузиазма, уверены, оптимистичны.
Какие ещё качества помогут добиться успеха будущему арт-директору:
- Уверенность
- Способность учиться
- Стрессоустойчивость
- Способность мыслить нестандартно
- Навыки общения
- Стратегическое мышление
- Способность к совместной работе.
Один рабочий день может включать в себя отправку книги на печать, показ концепций обложек, чтение, исследование для интерьерных журналов, а также получение выдержек будущей книги, ответы на запросы по электронной почте между решением других более крупных задач.
Где учиться на арт-директора?
Университеты Италии славятся сильными факультетами дизайна, искусства и моды. Ведущие творческие вузы страны предлагают широкий выбор программ бакалавриата, магистратуры и мастерских программ. Подготовка ориентирована не только на местных, но и иностранных студентов, поэтому обучение ведется как на итальянском, так и английском языке. Так, где же учиться на арт-директора?
- NABA
- Istituto Marangoni
- Domus Academy
- Rome University of Fine Arts
- Istituto Europeo di Design
- Università Cattolica del Sacro Cuore
Если вы хотите получить больше информации об обучении на арт-директора и программах представленных университетов, обращайтесь за бесплатной консультацией к экспертам STUDIES&CAREERS.
Арт-директор: история успеха
Один из самых успешных арт-директоров в мире – Рей Инамото, бывший главный креативный директор AKQA, Нью-Йорк. Работал с Audi, Google, Nike, Xbox и Verizon, его имя о Американской федерации рекламы. Он видит свою миссию в том, чтобы делать вещи, которые полезны, пригодны для использования и востребованы.
Наиболее заметные работы: рекламные компании для Miracle Whip, запуск 2010 GTI Volkswagen и онлайн-игры по мотивам фильма «Шерлок Холмс». По словам Рея Инамото, успех рекламных кампаний, созданных AKQA, он объясняет очень просто: «Мы создаем продукт, который интересен потребителю».
Colossal
Онлайн-галерея современного искусства, дизайна, фотографий, иллюстраций, анимации, науки и уличного искусства. В архиве более 6700 статей о работах начинающих и признанных художников. В своих репортажах авторы Colossal исследуют и разбирают творческие проекты, а не критикуют и интерпретируют их.
Мобильная разработка в 2021 и до бесконечности
Самый эргономичный спецпроект Cossa и Surf — о том, как создавать и развивать удобные, полезные приложения. Кейсы, обзоры, советы экспертов: всё ценное в одном месте.
Разработка, маркетинг и продажи в мобайле →
Бесплатно.
Какими знаниями и качествами должен обладать арт-менеджер
Арт-менеджер в первую очередь должен владеть какими-то правильными представлениями, связанными с экономикой, бизнесом, психологией, а также уметь оперировать своими знаниями. Конечно же, хорошо, когда он включен в сферу искусства, но это те знания, которые можно приобрести, и они в большей мере связанны с определенным образовательным процессом. Но профессиональные менеджерские знания подчас важнее, чем знание искусства. Во-первых, потому что грамотный арт-менеджер или галерист всегда может привлечь искусствоведов, которые станут его помощниками. Во-вторых, он сам может приобрести достаточно большой объем знаний, потому что самообразование и образование сейчас абсолютно открытые вещи.
Марина Лошак, искусствовед, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина
Арт-менеджеру важно быть хорошо организованным человеком, обладать базовыми знаниями по истории искусства, знать, как устроены художественные институции и как они работают, понимать, что сейчас происходит в арт-мире, в общем, это большой и сложный комплекс знаний.Одно из самых важных качеств, необходимых арт-менеджеру — умение находить язык со всеми участниками художественного процесса: в этом мире нет четких правил, поэтому многое строится на личных взаимоотношениях.
Иосиф Бакштейн, искусствовед, директор Института проблем современного искусства
Базовые качества, которыми должен обладать арт-менеджер, перечислил куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николай Палажченко:
- Понимание искусства: если человек хочет делать что-то в искусстве, ему нужны глубокие знания в этой области. Так как, планируя бизнес, необходимо иметь хотя бы приблизительные представления о том, что будет завтра с искусством, в каких направлениях оно будет развиваться и т.д.
- Организованность и универсальность: способность делать все правильно и вовремя, а также быстро понимать, как устроены различные процессы в искусстве.
- Умение работать с информацией: распространять информацию вокруг себе и пользоваться той, которая вращается в арт-сообществе, а также постоянно искать новые каналы коммуникации.
- Умение общаться людьми.
- Обаяние.
- Хорошая реакция и готовность к изменениям: арт-менеджмент — быстро меняющаяся и растущая среда, в которой средний срок изменение реальности составляет полгода. Поэтому важно уметь быстро приспосабливаться.
- Общая культура: нельзя делать качественные проекты в арте, не понимая общих тенденций в театре, литературе, социальной и политической, экономической жизни и др.
- Проектное мышление: в искусстве никогда не бывает бесконечного континуума, любая выставка или клиент — это всегда проекты, а любой проект имеет свой цикл.
Я не люблю слово «менеджер». Сейчас люди, у которых есть деньги, могут делать искусство. Но если вы считаете, что в искусстве есть деньги, то лучше туда не ходить, а просто открыть завод. Деньги делают те, кто понимает человеческую природу. Искусство же надо любить. Поэтому я считаю, что арт-менеджер должен совмещать эти качества, то есть, в первую очередь, любить то, что он делает, и понимать человеческую природу… Менеджер должен быть фанатиком и подвижником, он должен уметь принимать креативные решения и коммуницировать.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея