Профессия машинист котельной: что должен знать и как обучиться

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Помощник машиниста

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию «страховки» на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?

Помощник машиниста – работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какие разряды есть

Тарифно-квалификационные характеристики выпускаются для установления разрядной сети для машинистов котлов в соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ.

Всего разрядов определено с 2 по 6. На их основе определяется уровень обслуживания, знания и заработной платы машиниста топливоподачи.

2-й разряд

Фронт обслуживания для 2-го разряда машиниста котлов с суммарной производительностью до 12,6 ГДж/ч:

  • розжиг, остановка и ведение теплового режима водогрейных паровых котлов, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе;
  • включение и остановка насосов, дымососов и вентиляторов, работающих для обеспечения котлоагрегата;
  • контроль тепловых процессов котла, фиксация технологических параметров по контрольно-измерительным приборам;
  • подпитка котлов и тепловой сети водой;
  • техническое обслуживание котлов и вспомогательного оборудования;
  • обслуживание теплофикационных установок. По данному разряду также может быть оформлен на работу обходчик оборудования топливоподачи.

3-й разряд

Фронт обслуживания для 3-го разряда машиниста котлов с суммарной производительностью от 12,6 до 42 ГДж/ч:

  • ведение технологического процесса выработки тепловой энергии: подача топлива, подпитка водой и отпуск тепла потребителям;
  • запуск и остановка котлов и вспомогательных аппаратов;
  • пуск устройств из резерва и вывод в горячий резерв;
  • контроль работы оборудования по приборам КИПиА, подпитка котла водой, подпитка системы теплоснабжения, загрузка топлива и выгрузка золы;
  • учет количества теплоты;
  • выполнение технического обслуживания оборудования по графику.

4-й разряд

Фронт обслуживания для 4-го разряда машиниста котлов с суммарной производительностью от 42 до 84 ГДж/ч:

  • выполняет функции старшего машиниста смены;
  • руководит процессами обслуживания котла;
  • готовит руководящие указания обслуживающего персонала в вопросах эксплуатации и ремонта закрепленного оборудования;
  • устранение аварийного состояния оборудования;
  • вывод оборудования в ремонт и из ремонта согласно графику ППР.

5-й разряд

Фронт обслуживания для 4-го разряда машиниста котлов с суммарной производительностью от 84 до 273 ГДж/ч:

  • выполняет функции старшего машиниста котельной смены;
  • подготовка схемы включения оборудования в котельной;
  • запуск в работу автоматики безопасности и КИПиА;
  • руководство работой оперативного персонала;
  • руководство сменой в случае аварийной ситуации в котельной.

6-й разряд

Фронт обслуживания для 4-го разряда машиниста котлов с суммарной производительностью свыше 273 ГДж/ч:

  • выполняет функции старшего машиниста смены;
  • руководство работой оперативного персонала;
  • руководство вахтой в случае аварийной ситуации;
  • работа с потребителями тепловой энергии
  • ведение оперативной документации по работе тепловых агрегатов;
  • проведение инструктажа оперативного персонала.

Таким образом, чем выше разряд, тем более серьезная работа поручается машинисту. Перечень должностных обязанностей устанавливается администрацией паросилового цеха в зависимости от сложности установленных агрегатов.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?

Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста – профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Что должен знать

К работе по данной специальности допускаются лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование и специальный курс обучения. Кандидат на данную должность должен быть аттестованным на знание правил эксплуатации котельного оборудования.

Машинист обходчик по котельному оборудованию должен знать:

  • Принципы функционирования и конструктивные особенности котлоагрегата и вспомогательного оборудования;
  • базовые основы теплотехники, электротехники, КИПиА, топливоподачу и химводоподготовки воды;
  • технологические схемы по воде, теплоносителю, топливу, электроснабжению;
  • режимные карты работы аппаратов;
  • аварийные ситуации и методы их предупреждения;
  • ремонт и обслуживание насосов, вентиляторов, дымососов, газового хозяйства параметры каждого конкретного агрегата;
  • все отраслевые инструкции по охране труда и пожарной безопасности в котельной.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной – на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует – можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и «тренировать» мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Обучение на машиниста котельного оборудования

Профессию машиниста котельной можно получить в системе среднего и высшего образования в колледжах по специальности «Теплоснабжение «.

В период обучения учащиеся обязаны изучить правила эксплуатации и ремонта теплоэнергетического оборудования котельной, уметь определять неисправность агрегатов и выводить их в ремонт. Уметь работать с контрольно-измерительными приборами, вести техническую документацию по фиксации теплотехнических режимов.

После завершения обучения по специальности машиниста котельной, ученик должен сдать экзамен на знание правил эксплуатации и пожарной безопасности и получить квалификационный опыт работы по специальности при обслуживании тепловых установок на практике.

После успешной сдачи экзамена машинисту выдается удостоверение установленного образца. Кроме того законодательством для машинистов котла предусмотрена обязательная ежегодная повторная проверка знаний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль – все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста – это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии – высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Негативно сказывается работа помощника машиниста и на личной жизни специалиста. Дело в том, что профессиональная деятельность такого специалиста предполагает частые и длительные отъезды из дома. Согласитесь, не всякая жена (а помощниками машиниста, работают, как правило, мужчины) способна адекватно реагировать на частое и долгое отсутствие супруга дома.

Особенности работы и обязанности

Деятельность машиниста обходчика по котельному оборудованию сопряжена с высочайшим уровнем ответственности. Кроме собственных ключевых обязанностей, он отвечает за полноту проведения противоаварийных мероприятий, которые могут происходить в его смену.

Данная профессия определяется единым квалификационно-тарифным справочником (ЕКТС), поэтому свои обязанности сотрудник, назначенный на данную должность должен выполнять в соответствии с профессиональным стандартом и должностной инструкцией.

К основным обязанностям машиниста котельной установки относиться:

  • техническое обслуживание котлов и аппаратов в соответствии с режимными картами и производственными инструкциями;
  • проведение планово-предупредительных работ по подготовке теплового оборудования котельной к работе в отопительный сезон;
  • контроль над тепловыми процессами работы агрегатов;
  • выполнение запуска и остановки основного и резервных устройств по распоряжению вышестоящего руководства или в соответствии с режимом работы котла;
  • ведение журналов учета работы оборудования, параметров котла, анализов питательной воды, расхода воды, электроэнергии и топлива;
  • ведение учета отпуска тепловой энергии потребителям;
  • предупреждение аварийных ситуации на котельных устройствах;
  • устранения поломок оборудования и вывода его в ремонт;
  • выполнения графика обслуживания аппаратов и устройств, в том числе их очистка и поддержание в работоспособном состоянии.

Где можно получить профессию помощника машиниста?

Получить профессию помощника машиниста можно в российских железнодорожных техникумах или колледжах, которые имеются почти в каждом крупном областном, краевом и республиканском центре. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется «помощник машиниста». Сразу скажем, что конкурс на эту специальность достаточно высокий, поэтому существует большая вероятность того, что с первой попытки поступить в выбранное учебное заведение не получиться. Особенно это касается тех абитуриентов, которые мечтают поступить в такие лучшие железнодорожные техникумы и колледжи России, как:

  • Пензенский техникум железнодорожного транспорта;
  • Московский технический колледж железнодорожного транспорта;
  • Ожерельевский железнодорожный колледж (МИИТ);
  • Алатырский техникум железнодорожного транспорта;
  • Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
  • Томский техникум железнодорожного транспорта.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Санкт-Петербург

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная260 000,00 ₽

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная257 572,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная74 000,00 ₽
БакалавриатОчная233 000,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчнаяне указано

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Москва

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная217 500,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная67 000,00 ₽
БакалавриатОчно-заочная74 000,00 ₽
БакалавриатОчная217 500,00 ₽

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе

Москва

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная205 000,00 ₽

Московский государственный строительный университет

Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная192 000,00 ₽

Московский политехнический университет

Московский политехнический университет

Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная185 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная78 000,00 ₽

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

Москва

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная72 800,00 ₽
БакалавриатОчная172 300,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная172 300,00 ₽
БакалавриатЗаочная72 800,00 ₽

Тюменский индустриальный университет

Тюменский индустриальный университет

Тюмень

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная171 400,00 ₽
БакалавриатЗаочная62 600,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная171 400,00 ₽
БакалавриатЗаочная62 600,00 ₽

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Москва

О профессии

Машинист технологических компрессоров обслуживает специальное оборудование, необходимое для функционирования трубопроводов. Для их нормального функционирования необходимо проводить регулярное обслуживание, ремонт и проверки оборудования. Этим и занимается описываемый в статье специалист.

Профессия на рынке труда достаточно востребованная, и в ближайшем будущем спрос на нее не упадет. Работа трудная, требует отличной физической подготовки. Обычно сотрудник освобождается от должности, если имеются проблемы со здоровьем. Машинист должен уметь уживаться в огромном коллективе, этот навык является очень важным.

3.Социальная значимость профессии в обществе.

Помощник в локомотиве нужен по двум причинам. Во-первых, физически невозможно управлять поездом одному человеку, поскольку в ходе движения регулярно возникает необходимость одновременно выполнять несколько технических операций в разных местах. Во-вторых, для подстраховки на случай потери трудоспособности машинистом. Думаю и так ясно, какую огромную пользу экономике страны приносит железнодорожный транспорт. Разумеется, локомотивная бригада — это сотрудники, без которых народное хозяйство просто остановится.

Секретариат является конкретным местом работы, поэтому то, что работает на других должностях, может быть совершенно непрофессиональным для помощника. Тем не менее, есть основные методы и инструменты, которые вы можете использовать, чтобы помочь вам в вашей повседневной борьбе с давлением времени и множеством обязанностей. Лучше использовать их, даже если ничего не исчезнет, ​​так что мы будем честны в своих обязательствах, а добавленная стоимость будет меньше противоречить боссу и коллегам.

Работа с боссом, что мы играем. Помощник — это команда со своим боссом — это банальная и повторяющаяся фраза, но ее можно использовать практически несколькими боссами и небольшим помощником, чтобы играть в шахматы с ней, и она с ним в шашки, и они оба убеждены, что они играют вместе в то же самое.

Требования

Чтобы трудится по профессии, необходимо соответствовать определенным требованиям, о них мы расскажем ниже.

Квалификационные требования

Изначально для работы по описываемой специальности требуется получить соответствующее образование. Выучиться можно в колледже либо техникуме. Необходимо хорошо знать химию, физику, электротехнику. Также нужно быть компетентным в следующих вопросах:

  • Требуется знать устройство автоматики и принцип функционирования насосных агрегатов.
  • Нужно знать, как устроено компрессорное оборудование, и разбираться в его настройках.
  • Необходимо знать инструкции, как действовать во время аварий.
  • Нужно уметь запускать транспортировку по трубопроводам, как регулировать давление, как устроены защитные агрегаты и так далее.

Также требуется знать, как использовать контрольные приборы и разбираться в основах их эксплуатации. Это не все квалификационные требования, а лишь основные. Обязательно нужно знать, как проходят все технологические процессы, применяемые на производстве.

Риски и трудности профессии

Работать помощником машиниста престижно, и она хорошо оплачивается. Но профессия требует не только крепкого здоровья и выносливости, но небезопасна и всегда могут возникнуть риски опасных ситуаций и аварий на железной дороге во время рейса.

У профессии много трудностей, у неё не нормированный рабочий день. В любое время дня и ночи могут направить в рейс. А сами поездки сопровождаются постоянной качкой, гулом и психологическим напряжением, вызванным повышенной ответственностью за жизнь пасажиров.

Важно! У помощника машиниста имеется возможность карьерного роста. Получив опыт работы и пройдя переквалификацию, он может стать машинистом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: