Профстандарт автоэлектрика


Чем занимается автоэлектрик?

Профессия автоэлектрика в наши дни глобальной автомобилизации очень востребована. Тем более что современные машины оборудуются все более усложняющейся и влияющей на многие системы электроникой, которая требует своевременного и качественного обслуживания и ремонта. Таким ремонтом и периодической диагностикой электронной начинки автомобиля и занимается автоэлектрик.
Основным местом работы автоэлектрика можно назвать автосервисы и автомастерские, хотя на предприятиях других направлений деятельности эта специальность тоже может быть востребована. Например, если в организации имеется собственный автопарк или гараж с функцией обслуживания и ремонта автотранспорта.

Основными функциями автоэлектрика в любом из перечисленных случаев обычно являются:

  • поиск обрывов и коротких замыканий в проводке;
  • диагностика и ремонт стартеров, генераторов, систем охлаждения, отопления, вентиляции и т. д.;
  • диагностика и ремонт составляющих наружного освещения автомобиля;
  • ремонт электронных систем машины;
  • диагностика и установка автосигнализации, газоразрядных/ксеноновых фар и прочего дополнительного электрооборудования.

Трудовые обязанности автоэлектрика и иные особенности его труда определяются в должностной инструкции этого специалиста, которую каждая организация разрабатывает самостоятельно.

При этом не имеет значения, работает автоэлектрик в специализирующемся именно на ремонте авто предприятии или в штате организации, основное направление деятельности которой с этим даже не связано.

Автоэлектрик

Автоэлектрик – это специалист, занятый решением следующих задач:

  • техосмотр, поиск неисправностей электрооборудования авто,
  • исправление неполадок автомобильной электрики, в том числе, ремонт электропроводки, электронных контрольных узлов,
  • тестирование профилактика работы автоэлектрооборудования,
  • монтаж и демонтаж автоэлектрики (катушек зажигания, сигнализации, приборов контроля, включая ЭБУ, электростартера, электрогенератора, кондиционера, прикуривателя).

автоэлектрик

Обязанности и необходимые качества

В зависимости от того, это просто электрик или электрик-диагност, в обязанности могут входить только устранение неполадок электрики и наладка или комплекс работ от выявления неполадок до их устранения. И квалификация должна быть соответствующая.

Среди иных требований можно выделить следующие:

  • Автоэлектрик должен быть максимально на «ты» с физикой.
  • Одна из главных черт хорошего автоэлектрика – готовность к непредвиденным обстоятельствам.
  • Работа автоэлектрика не терпит импровизаций. Автоэлектрик должен чётко следовать должностной документации.
  • Требуется максимальный уровень ответственности. В особом фокусе – техника безопасности, нормы законодательства.
  • Способность правильно интерпретировать технические схемы, чертежи, быстро выявлять, если в них – ошибка.
  • Готовность работать с мелкими деталями в некомфортных условиях. Срочный ремонт – это не учебные работы на стенде. Демонтировать оборудование часто нецелесообразно. А вот выполнить мелкий ремонт часто приходится в весьма некомфортных условиях. Плоскость не приходится выбирать. А вот работать в «подвешенном» состоянии автоэлектрику приходится достаточно часто.
  • Слаженность действий.

Достоинства и недостатки профессии
Профессия очень востребованная . Транспорт всё активнее «напичкивается» электронной «начинкой». На улицах появляется всё больше электрокаров. Кадры даже с высокой квалификацией, но не работающие с новыми моделями, часто не готовы выполнить качественную диагностику и ремонт.

Уровень конкуренции среди других специальностей в транспортной сфере один из самых низких.

Недостатки профессии:

  • Если регулярно не обучаться, не повышать квалификацию, то из профессии легко элементарно «выпасть».
  • Важно быть постоянно готовым к постоянному риску ошибок. Это неизбежная «нагрузка» любого специалиста, который связан со сложной электроникой.
  • Работа с мелкими деталями создаёт серьёзную нагрузку на зрение.

Требования к образованию и пути получения образования

Обучиться азам автоэлектрики можно в учреждениях образования, которые обеспечивают профессионально-техническую подготовку.

Среди выпускников ССУзов автоэлектриками активно становятся техники-электроники, которые обучаются по специальностям, специализациям «Эксплуатация и наладка электронных систем управления в автоматизированном производстве», «эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики».

Но чтобы быть максимально востребованным на автосервисе, нужно поступить в ССУз, ВУЗ.

Востребованностью в ВУЗах пользуются специальности и специализации «Электрооборудование автомобилей и электромобили» (МАДИ, «Бауманка», РУТ – Россия), «Электрификация и автоматизация дорожной отрасли» (ШАДИ ЮРГПУ — Россия), Электрооборудование автомобилей и тракторов (программа присутствует в широком спектре вузов), «Электрический и автономный транспорт», «Автомобилестроение (электроника)» (БНТУ, Беларусь), «Электромеханические системы автоматизации и электропривод» , «Электрический транспорт» (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Украина).

Как вариант получения профессии – и курсы по автоэлектрике. Это, например, отличный вариант для тех, кто уже имеет техническое образование, но хочет развиться именно в автоэлектрике. Можно выбрать полные аудиторные курсы, дистанционные занятия, электронное обучение без преподавателя. Также востребованностью пользуются онлайн-тренинги, которые помогают «прокачаться» по определённому направлению, изучить конкретное оборудование, инструменты.

Область применения (место работы) и условия труда.

Главные места работы автоэлектриков:

  • станции технического обслуживания,
  • автомастерские,
  • сервисные центры производителей автомобилей,
  • таксопарки.

Также востребованы диагносты-автоэлектрики с выездом. Увы, беда с электрикой может случиться на дороге, и если колесо поможет заменить водитель встречной машины, на помощь автоэлектрике, кроме профессионала, как правило, не на кого надеяться. Огромное внимание уделяется обеспечению автоэлектриков СИЗ. Это работа повышенной опасности.
Для автоэлектрика обязательны диэлектрическая обувь и перчатки, а также защитный комбинезон (на участках, где возможны горячие работы, — с огнезащитной пропиткой).

Перспективы профессии

Профессия автоэлектрика считается одна из наиболее перспективных. Это связано с активным развитием электротранспорта.

Многие школьники понимают: мечты могут касаться не только местных автосервисов, но и предприятий-гигантов.

А почему бы и нет? Крутые специалисты по автоэлектронике востребованы на заводах, где выпускают автомобили Tesla, Ford, Toyota, Volkswagen, Nissan,

Стандартная структура должностной инструкции автоэлектрика

Несмотря на то что должностную инструкцию каждая организация разрабатывает с учетом особенностей именно ее деятельности, основная структура документа остается неизменной и предусматривает несколько разделов:

  1. Общие положения. Эта часть документа описывает основные условия трудовой деятельности автоэлектрика в организации. В частности, в этот раздел включается информация о требованиях, предъявляемых к претенденту на должность, о правилах его принятия в штат, увольнения и замещения. Кроме того, здесь же определяется место должности автоэлектрика в общей структуре предприятия, его непосредственный начальник и иные данные о должности.
  2. Должностные права и обязанности работника. Это основной раздел документа, представленный перечнем трудовых обязанностей и прав сотрудника. При этом важно, чтобы и обязанности, и права работника были определены как можно более подробно. Такая тщательность упростит выполнение работником своих трудовых функций и облегчит его взаимоотношения с работодателем.
  3. Ответственность работника. В этой части должностной инструкции определяются трудовые нарушения, за которые работник может быть наказан, и соответствующие виды наказания. Разрабатывая эту часть должностной инструкции, нужно помнить, что дисциплинарная и материальная ответственность сотрудника, установленная внутренними документами организации, не может быть строже, чем та, которую устанавливает трудовое и гражданское законодательство. В части же уголовной и административной ответственности не допускается отклонений от норм УК и КоАП соответственно ни в сторону ужесточения, ни в сторону смягчения.

Кроме указанного должностная инструкция должна содержать информацию:

  • о дате утверждения и руководителе, утвердившем ее;
  • должностных лицах, участвовавших в согласовании инструкции;
  • дате ознакомления сотрудника с документом.

О том, как составить должностную инструкцию, читайте в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Работы выполняемые автоэлектриком

Автоэлектрик выполняет все работы по ремонту в автомобиле, которые связанны с электронными системами управления, электрооборудованием, электропроводкой, а именно:

  • Диагностика неисправности
  • Ремонт электропроводки
  • Установка автосигнализации
  • Компьютерная диагностика
  • Параметрирование электронных систем
  • Ремонт электронных блоков управления
  • Установка дополнительного оборудования
  • Диагностика мотоциклов
  • Другие работы с электрикой авто

Традиционные требования к претенденту на должность автоэлектрика

Основное требование, которое работодатель может предъявить к претенденту на должность автоэлектрика, касается специального профильного образования. Профессией автоэлектрика можно овладеть в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме, колледже и т. д.). Однако для того, чтобы получить более престижную или высокооплачиваемую работу, может потребоваться стажировка или дополнительное обучение в фирменном дилерском центре. Такое требование к кандидату на эту должность тоже может установить работодатель.

Кроме того, наниматель вправе установить определенный опыт работы, который должен быть у соискателя. Как правило, требуемый стаж работы по профессии составляет от 1 до 3 лет. Вчерашние же выпускники (имеются в виду свежеподготовленные специалисты) могут обычно претендовать лишь на должности помощников автоэлектриков или автоэлектриков низшей категории, если организация имеет в своем штате несколько таких сотрудников.

Помимо профессиональных навыков, в зависимости от специфики работы, могут быть заявлены и некоторые другие требования (например, знание иностранного языка или умение работать с определенными компьютерными программами).

Структура и специфика профстандарта автоэлектрика

В 2014 году был принят профстандарт 40.048 для профессии «Слесарь-электрик», основные параметры которого можно использовать и для должности автоэлектрика.

В первом разделе документа указаны цель профессии, её группа и вид по справочникам должностей ОКЗ и ОКВЭД.

Во втором разделе перечислены 4 функции, характерные для профессии, а также 14 их составляющих. К примеру, функция по обслуживанию простых электроцепей, узлов и электромашин состоит из 4 элементов:

  • их ремонта;
  • их соединения на основе соответствующих электромонтажных схем;
  • пайки и изолирования кабелей, а также проводов;
  • их прокладки и сращивания, а также соединения с помощью муфт и коробок.

Для всех перечисленных функций и элементов приведены степени сложности выполнения и коды.

В третьем разделе дана более полная характеристика функций и их частей.

Для функций приведены следующие данные:

  • наименования должностей специалистов, готовых к их выполнению;
  • их опыт и образование;
  • особые требования для специалистов;
  • данные вспомогательного характера;
  • коды и наименования специалистов по классификаторам должностей.

Например, для функции по обслуживанию простых электроцепей, узлов и электромашин приведены следующие данные:

  • наименования должностей – слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;
  • требуемый уровень образования – среднее профессиональное и дополнительная профподготовка;
  • требования к опыту отсутствуют, так же как и дополнительные данные;
  • особые требования – прохождение медобследований, а также наличие соответствующей группы по электробезопасности;
  • коды и наименования специалистов приведены по ОКЗ, ЕТКС, ОКНПО.

По каждому из элементов функций дана информация следующего содержания:

  • совершаемые специалистом трудовые действия;
  • нужные ему для этого знания и умения;
  • данные вспомогательного характера.

Так, для деятельности по пайке и изолированию кабелей и проводов даны:

  • 9 действий – пайка и лужение, проверка качества выполнения этих работ и пр.
  • 3 умения – применение соответствующей документации в работе и пр.
  • Знания в 13 областях профильной деятельности – технологии выполнения операций, базовые сведения по электротехнике и т.д.

В заключительном разделе документа перечислены те организации, которые принимали участие в его составлении.

Внимание! Использование всех возможностей рассмотренного профстандарта для автоэлектрика возможно лишь после официального перехода организации-работодателя на систему должностных стандартов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: