Машинист(ка) звучит гордо. Прелести и цифры одной из самых уважаемых на ЖД профессий


Кому подходит профессия машиниста, описание профессии

Машинист – это человек, который управляет пассажирским или грузовым транспортом на железной дороге. За один день он может преодолевать огромные расстояния или постоянно ездить по одному участку. Также он должен обладать базовыми навыками ремонта. Для каждого вида состава нужны свои знания.

Машинист

Основные требования к машинисту во время работы:

  1. Соблюдение графика. В сфере транспорта недопустимо опоздание даже на одну минуту.
  2. Обеспечение безопасности. Необходимо соблюдать правила, чтобы пассажиры поезда не пострадали.
  3. Быстрое реагирование. Как и любой водитель, он должен уметь моментально оценивать ситуацию и принимать решение.

К плюсам профессии можно отнести:

  • востребованность и большое количество вакансий в разных регионах страны;
  • высокую заработную плату;
  • льготы.

Минусы:

  • большая нагрузка на здоровье;
  • стресс;
  • высокая степень ответственности.

Специфика профессии машинист

Личные качества, которыми должен обладать машинист:

  • быстрая реакция;
  • ответственность;
  • уверенность в себе;
  • стрессоустойчивость;
  • умение фокусироваться.

Важным критерием для получения работы является состояние здоровья. Человек должен пройти строгую медкомиссию и доказать, что его организм способен справиться с нагрузками. В противном случае в трудоустройстве откажут.

Стоит помнить, что женщинам сложнее стать машинистами. По закону, с 1 января 2021 года они имеют право занимать эту должность. Но трудности могут возникнуть непосредственно при трудоустройстве, так как не каждый работодатель согласится взять женщину на физически сложную работу.

Права

3.1. Машинист тепловоза имеет право:

3.1.1. Отказаться от выезда из депо, если в соответствии с правилами текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов тепловоз имеет неисправности, которые влекут за собой невозможность его эксплуатации.

3.1.2. Прекратить движение в случаях, предусмотренных правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

3.1.3. Пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей.

3.1.4. Пользоваться служебной телефонной, телеграфной и электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов.

3.1.5. Делать запись в формуляре помощника машиниста тепловоза, работающего в его локомотивной бригаде, о выявленных нарушениях и замечаниях при выполнении им должностных обязанностей.

3.1.6. В случае неисправности тепловоза и вынужденной остановки поезда на перегоне или станции привлекать работников других служб для быстрейшего восстановления движения.

3.1.7. Обращаться к должностным лицам [указать наименование организации] с предложениями по совершенствованию работы.

3.1.8. Не выполнять указания руководителей эксплуатационного локомотивного депо, других причастных к организации поездной и маневровой работе руководителей и должностных лиц, если они противоречат нормативным документам по безопасности движения, с последующей обязательной записью в книге замечаний машиниста и письменного рапорта начальнику эксплуатационного локомотивного депо.

3.1.9. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

3.1.10. Докладывать руководителю предприятия или его заместителям обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

3.1.11. Принимать решения в рамках своей компетенции.

3.1.12. Требовать от руководителя организации содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.1.13. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.1.14. Своевременно получать информацию в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей.

Где учиться на машиниста

Получить специальность машиниста можно в колледже или университете. Также есть возможность пройти обучение напрямую у работодателя – некоторые железные дороги и метрополитены регулярно набирают группы учеников.

Оптимальным считается получение диплома в колледже. Примеры учебных заведений:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  2. Электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А.С. Суханова.
  3. Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина.
  4. Южно-Уральский многопрофильный колледж.
  5. Самарский государственный колледж.

Высших учебных заведений, где учат на машиниста, не так много, поэтому абитуриентам из маленьких городов нужно быть готовым к переезду. Популярные вузы:

  1. Российский университет транспорта.
  2. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
  3. Учебно-научный институт транспорта.
  4. Омский государственный университет путей сообщения.
  5. Самарский государственный университет путей сообщения.

Требования к профессиональной подготовке машиниста

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе машинистами ленточного конвейера допускаются лица старше 18 лет, прошедшие обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, специальное обучение по профессии, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 1.2. Машинист ленточного конвейера должен знать: — устройство, принцип действия, режимы работы, правила управления ленточным конвейером, порядок его обслуживания; — действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, а также способы защиты от их воздействия; — требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности при эксплуатации ленточного конвейера; — сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и первичных средств пожаротушения; — место хранения аптечки первой помощи пострадавшим. 1.3. Машинист ленточного конвейера должен: — применять в процессе работы оборудование и механизмы по назначению и в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха; — выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, если он обучен правилам безопасного выполнения этой работы; — содержать в исправном состоянии и чистоте конвейер, оборудование, инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты; — применять безопасные приемы выполнения работ; — уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения; — выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и машинистами других грузоподъемных машин и механизмов; — обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся работы на высоте; — уметь оказывать первую помощь пострадавшим. 1.4. Машинисту ленточного конвейера запрещается: — работать вблизи вращающихся частей оборудования, не огражденных защищенными сетками или кожухами; — снимать защитные сетки и кожухи до полной остановки вращающихся частей оборудования; — производить самостоятельно регулировку и ремонт вышедшего из строя оборудования; — прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легкодоступным токоведущим частям оборудования; — заходить за ограждения опасных мест; — приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работы без получения от мастера инструктажа о безопасных приемах ее выполнения; — допускать на территорию производственной площадки, в производственные и бытовые помещения посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии; — находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. 1.5. Машинист ленточного конвейера обязан соблюдать режим труда и отдыха в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка. 1.6. Во время работы на машиниста ленточного конвейера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: — движущиеся элементы транспортных средств, оборудования и перемещаемые ими грузы, материалы, особенно при размещении этих средств и оборудования в тоннелях, галереях и в других стесненных условиях; — вращающиеся элементы приводных, натяжных, загрузочных, разгрузочных узлов и др.; — поражение электрическим током; — повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и производственных помещений; — недостаточная освещенность. 1.7. Особую опасность при использовании оборудования непрерывного действия представляет контакт с подвижными элементами (зубчатыми колесами, шкивами, грузом и др.) и зоны набегания ленты (у шкивов, роликов), захват за спецодежду, незастегнутую или незаправленную надлежащим образом, а также рукавицы и т.п. 1.8. Машинист ленточного конвейера должен обеспечиваться необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами. 1.9. Специальную и личную одежду, обувь необходимо хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пределы производства запрещается. 1.10. Машинист ленточного конвейера обязан следить за исправностью выданных ему спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также содержать шкафчик в чистоте и порядке. Спецодежду и спецобувь следует своевременно сдавать в стирку и ремонт. 1.11. Машинист ленточного конвейера должен выполнять следующие требования пожарной безопасности: — курить только в установленных для этого местах; — не подходить с открытым огнем к легковоспламеняющимся материалам, емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями и свежеокрашенному оборудованию; — хранить смазочные материалы в масленках, обтирочные материалы — в металлических ящиках или ведрах с крышками в специально отведенных местах. Чистый и использованный обтирочный материал должны храниться раздельно; — не загромождать рабочее место, проходы и доступы к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения; — не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара, и нестандартными (самодельными) электронагревательными приборами; — во избежание электротравм и поражений электрическим током машинист ленточного конвейера не должен прикасаться к открытой электропроводке и кабелям; — рабочее место должно быть обеспечено изолирующим ковриком и диэлектрическими перчатками; — не допускать на рабочее место посторонних лиц. 1.12. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке. Принимать пищу разрешается в специально отведенном помещении. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочем месте запрещаются. 1.13. Машинист ленточного конвейера должен знать устройство, принцип действия и правила эксплуатации обслуживаемых им конвейеров, схемы автоматической блокировки оборудования, порядок остановки и пуска конвейеров, значение звуковой и световой сигнализации, применяемой в данном производстве. 1.14. На рабочем месте машиниста ленточного конвейера должен храниться необходимый запас материалов, запасных частей и инструмента для мелкого ремонта, смазочных и обтирочных материалов, помещенных в закрытые металлические ящики, а также инвентарь для уборки рабочего места. 1.15. При передвижении и нахождении на территории производственной площадки машинист ленточного конвейера обязан соблюдать следующие меры безопасности: — быть внимательным ко всем предупредительным знакам и сигналам, подаваемым транспортными средствами и оборудованием; — ходить по пешеходным дорожкам, переходить автомобильные дороги и железнодорожные пути в установленных местах, проходя по дороге, идти по обочине навстречу движущемуся транспорту. 1.16. В случае получения травмы, заболевания или ухудшения здоровья машинист ленточного конвейера должен прекратить работу, известить о несчастном случае (заболевании, ухудшении здоровья) своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение. 1.17. В случае получения травмы другим работником машинист ленточного конвейера должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему и немедленно известить о несчастном случае непосредственного руководителя. 1.18. При обнаружении неисправности оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты, освещения, вентиляции, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии или пожару, машинист ленточного контейнера обязан немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю.

Что сдавать для поступления на машиниста после 11 класса

Для того чтобы поступить в университет, нужно сдать ЕГЭ по 3 предметам:

  • русскому языку;
  • профильной математике;
  • физике.

Некоторые вузы проводят собственные вступительные испытания или выдвигают дополнительные требования.

Так как именно на машиниста обучают далеко не все университеты, можно поступить на какие-нибудь технические специальности, связанные с обслуживанием локомотивов. Такое образование также подойдет для работы.

О профессии Машиниста конвейера

Машинист конвейера управляет конвейерами, элеваторами, шнеками, питателями, перегрузочными тележками, приводной станцией конвейера.

В зависимости от разряда машинист конвейера может выполнять простые или более сложные работы:

  • Переключение движения конвейеров, регулирование степени их загрузки.
  • Регулирование натяжных устройств и хода ленты.
  • Координация работы самоходного конвейера с работой экскаватора.
  • Смазка роликов и привода, очистка ленты, роликов, роликоопор и течек.
  • Замена вышедших

Машинист конвейера управляет конвейерами, элеваторами, шнеками, питателями, перегрузочными тележками, приводной станцией конвейера.

В зависимости от разряда машинист конвейера может выполнять простые или более сложные работы:

  • Переключение движения конвейеров, регулирование степени их загрузки.
  • Регулирование натяжных устройств и хода ленты.
  • Координация работы самоходного конвейера с работой экскаватора.
  • Смазка роликов и привода, очистка ленты, роликов, роликоопор и течек.
  • Замена вышедших из строя роликов.
  • Удаление с конвейерной ленты посторонних предметов, уборка просыпавшейся горной массы.
  • Ликвидация заторов в лотках.
  • Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, его очистка.
  • Смыв сливных канавок в маслостанциях.

Как стать машинистом РЖД?

Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.

  1. Медицинская комиссия – стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца. Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.
  2. Образование – чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».
  3. Стажировка – пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.
  4. Стаж работы – чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
  5. Повышение квалификации – стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.

Профессия машиниста: романтика или тяжелый труд?

Хотите занять это место?

Управление поездом, как правило, осуществляется бригадой, состоящей из двух человек: машиниста и его помощника. Получение опыта работы помощником – обязательное условие для будущего машиниста, прошедшего сначала специальные курсы. В современных поездах созданы условия для того, чтобы управление стало доступным одному человеку, и зачастую опытные локомотивщики трудятся в одиночку, тем самым решая вопрос нехватки кадров.

Что конкретно делает машинист

Исходя из того, что машинисты могут иметь разную специализацию, их функциональные обязанности разнятся:

  • машинист конвейера. В его ведении находятся элеваторы, перегрузочные тележки, приводные станции. Эта должность подразумевает контроль за натяжными барабанами, питателями, натяжителями и ходом конвейерной ленты;
  • машинист поезда. Непростой труд, при котором приходится сталкиваться с ненормированным графиком, сложными условиями труда, физической и психологической нагрузкой. Машинист поезда приводит в движение пассажирские и грузовые поезда и обеспечивает нормальное прохождение по маршруту;
  • машинист электропоезда. Управляет огромной «железной гусеницей», оценивает ее техническое состояние и в случае нужды устраняет неполадки.

Чаще всего машинисты начинают карьеру с должности помощника, чтобы приобрести практические навыки. При трудоустройстве высшего образования не потребуется, однако соответствующие курсы закончить все же придется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: