Балет — это сложное искусство, в котором важно физическое соответствие стандарту
Благодаря открытию множества балетных школ и студий по всей России для любителей танца войти в балет стало гораздо легче
. Попробовать свои силы способен каждый. Для достижения профессионального уровня обязательна десятилетняя подготовка, а также формирование тела как инструмента, с самого детства.
Уровень подготовки балерин и хореографические школы в России, на мой взгляд, по-прежнему остаются на высоком уровне.
Наши артисты высоко ценятся по всему миру. Однако зарубежные школы и театры сейчас заполучили наших педагогов и соединили западную и русскую школу. Артисты из Америки и Франции активно используют современный спортивный инвентарь для тренировки стоп и всего тела.
Сколько зарабатывают балерины в России
Уровень зарплаты балерины зависит от следующих факторов:
- уровень подготовки;
- квалификация;
- место в труппе;
- известность театра.
По данным интернет-издания «The Village», танцовщики второго плана крупного столичного театра могут получать в среднем 50 000 рублей. Зарплата также зависит от количества выходов на сцену и сложности постановки. Сольный исполнитель может рассчитывать на доход около 100 тысяч рублей. Так как, например, прима-балерина имеет более высокий статус, то это позволяет ей получать примерно 150 000 рублей и более.
По данным интернет-сервисов по поиску работы, бывшие балерины могут работать хореографами, получая зарплату около 30 тысяч рублей в месяц.
Iana Salenko, 35 лет, родной город ― Киев, прима-балерина в Государственном берлинском театре
О начале пути
В 12 лет я решила, что хочу стать профессиональной балериной.
Во время прохождения кастинга преподаватель задала мне вопрос, точно ли я хочу заниматься балетом. Она сказала, что в 12 лет поздно начинать заниматься балетом, но если я пообещаю стараться изо всех сил, то, возможно, у меня получится. На тот момент я знала лишь одну балерину, которая очень меня вдохновляла — это Майя Плисецкая.
Я начала обучение в академии танца «Кияночка» в Киеве и потом окончила в балетной школе Донецка, у Вадима Писарева.
О балете в Берлине
В Берлине хорошая балетная школа, однако сам уровень балета, на мой взгляд, средний.
Тут многие артисты были отобраны из разных стран, они прошли другие школы балета. Этот факт порой создает сложности при построении кордебалета.
Берлинский балет чаще исполняет спектакли в стиле модерн.
Думаю, это связано с тем, что молодых артистов здесь больше интересует современный балет, нежели классический. Соответственно, и репертуар здесь совсем другой.
Берлинская публика любит современные постановки, поэтому каждый год здесь ставят совершенно новый балет.
Еще одной особенностью является наличие трех сцен у Берлинского государственного театра. В прошлом это были две самостоятельные компании, которые позднее были объединены в Берлинский государственный театр.
Об условиях работы
Лучше всего начинать заниматься гимнастикой и танцами с раннего возраста, так как это повышает шанс развития артистизма и координации всего тела.
Официальным возрастом для занятия балетом считается 10 лет.
Свою карьеру я начала в 16 лет, сразу же после школы, в Донецком театре оперы и балета.
В 18 лет вернулась к родственникам в Киев и начала работать в Национальном театре оперы и балета. А свой путь в Берлинском театре оперы и балета я начала в 21 год. Однако на этом география моей работы не заканчивается.
Я являюсь частым гостем в театрах по всему миру: Royal Ballet в Лондоне, Мариинский театр, Римский театр, Гонконгский театр, балетные театры Словении, Японии, Польши и многих других стран.
Дилара Шомаева, 30 лет, родной город ― Алматы, ведущая солистка «Астана Балет»
О начале пути
Я не сама решила стать балериной, так как была еще совсем маленькой.
Мне было 10 лет, но моя мама любила балет. Я помню, как она водила меня на спектакли в ГАТОБ им. Абая. К 10 годам я уже профессионально занималась художественной гимнастикой, и как-то раз мама спросила меня, не хочу ли я танцевать так же, как и девочки на сцене. Конечно, я согласилась, ведь это было так легко и красиво. Таким образом мама меня уговорила пойти на просмотр в хореографическое училище, и меня взяли.
Я училась у таких прекрасных педагогов, как Сулеева Бахыт Тулебергеновна, Гончарова Наталья Львовна, а выпускалась у Кадыровой Майры Шавкатовной. Я им всем безмерно благодарна, они верили в меня.
О балете в Казахстане
Балет в Казахстане зародился в 30-х годах 20 века и за это время сделал огромный скачок.
Наличие нескольких профессиональных театров — это показатель высокого уровня балета у нас в стране. Не без гордости я могу сказать, что в нашем театре «Астана Балет» проходят спектакли как классического, так и современного репертуара.
Наш балет не стоит на месте, происходит развитие как академического, так и классического балета, в его новых направлениях.
Также наш балет может похвастаться своей доступностью зрителям. Цены на спектакли у нас значительно ниже в сравнении с зарубежными аналогами.
Недавно в Астане открылась Казахская национальная академия хореографии, которая готовит профессиональных артистов балета.
Первые выпускники данной академии уже пополнили ряды наших театров, и на данный момент в Казахстане действуют две профессиональные балетные школы.
Я считаю, что казахстанская балетная школа дает прекрасное профессиональное образование.
Традиционно наши хореографические училища построены на системе русской балетной школы. Согласно русской системе, прием начинается с 10-летнего возраста. Но прогресс не стоит на месте, и в последние годы начали принимать детей более раннего возраста. Это дает шанс для высоких результатов, однако я все-таки считаю 10 лет оптимальным возрастом для начала профессиональной деятельности в балете.
Рецепты от Анастасии Исаевой
>> Вечером, придя домой после тяжелого рабочего дня, закутавшись в плед и включив спокойную классическую музыку, я восстанавливаю силы травяным чаем по рецепту моей мамы. В отличие от обычного чая и кофе он благотворно влияет на цвет лица, а также содержит витамины. Я завариваю в термосе две столовые ложки сухих плодов шиповника (на 0,5 л), затем добавляю различные травы. Больше всего мне нравится использовать сухие листья смородины и малины, засушенные летом на даче. Но когда такого богатства нет, я покупаю в аптеке сухой сбор ромашки, мелиссы и мяты – для расслабления и успокоения и китайского лимонника – для поддержания хорошего настроения и тонуса. >> Ни для кого не секрет, что ноги у балерин очень устают. Помогает горячая ванночка с морской солью и эфирными маслами для снятия напряжения. Обливание ног холодной водой сужает сосуды, к тому же это хорошее закаливание. Для быстрого заживления ранок и мозолей, особенно когда за одну ночь надо сделать ноги здоровыми, я использую пленочку от сырого яйца, которая выстилает скорлупу изнутри. Она содержит микроэлементы, которые дезинфицируют и быстро заживляют кожу. >> И конечно же я не представляю свое утро без контрастного душа. Это очень хорошая профилактика различных сердечно-сосудистых заболеваний, прекрасный способ закаливания. Контрастный душ помогает взбодриться и приобрести активный настрой на весь день. >> Если болят связки или мышцы от перенапряжения, можно сделать компрессы из желчи. Медицинская желчь продается в аптеках. Жидкость наносят на марлечку, прикладывают к больному месту, укрывают вощеной бумагой и укутывают. Чтобы снять чувство распирания мышц, вен, балерины делают компрессы из глины. Глину разводят до состояния пластилина, формируют лепешки и прикладывают к ногам. Ходите дома босиком. И не стесняйтесь носить удобную широкую обувь. >> Если заболело горло в дороге, а лекарств под рукой нет, то и в дорожной косметичке можно найти подходящее средство. Выдавите 1 чайную ложку зубной пасты в стакан и разведите небольшим количеством теплой воды так, чтобы хватило на один-два глотка. Этим крепким раствором пасты надо прополоскать горло. В пасте есть мята, эвкалипт, эфирные масла. Чем «забористее» она будет, тем больше эффект. Во всяком случае, начинающаяся ангина отступит.
Я считаю, что казахстанская балетная школа дает прекрасное профессиональное образование
Как по мне, балет в Казахстане не сильно отличается от того, что есть во всем мире. Балет, как и любое искусство, будет понятен везде, в любой точке земного шара.
Балет — это объединяющее искусство, которое без слов может рассказать о многом.
Однако есть известный факт: казахстанский балет не силен в современном балете, но обладает хорошим уровнем в классическом.
На Западе сильно развит современный балет, но и мы стараемся не отставать. С каждым годом к нам приезжают многие иностранные артисты и режиссеры, которые стараются поставить современный балет. Я считаю, что это все дойдет до хорошего уровня, просто необходимо немного времени.
Об условиях работы
Работа балерины, как и любая другая работа, требует определенной отдачи и усилий.
Самым главным качеством для балерины будет любовь к своей профессии. Если вы искренне любите то, чем занимаетесь, тогда любые трудности будут преодолимы.
Стать артистом балета не сложно, необходимо лишь вовремя начать заниматься.
Но стоит отметить, что если в первый год обучения численность учеников доходит до 100, то к концу выпуска их число сокращается до 15-20. За восемь лет обучения многих отчисляют, кто-то уходит сам, осознав, что весь шик и блеск сцены это лишь малая доля балетного мира.
После окончания хореографического училища артист занимает самую низкую позицию в театре — в кордебалете
. Сам кордебалет имеет несколько градаций, и в кордебалете бывают свои солисты. Артист проходит все ступени, растет и набирается опыта, прежде чем стать главным солистом. Однако стать артистом кордебалета — большое достижение и плод огромных усилий. Не каждый выпускник балетной школы доходит до театра, не каждый выпускник становится солистом кордебалета.
Стать прима-балериной — это стечение многих факторов.
Если вам улыбнулась удача, вы пришли в театр в нужный момент, нашли хорошего педагога, с которым у вас наладились доверительные отношения, ваш организм готов к перегрузкам, ваш коллектив радостно принял вас — вам повезло. Но это лишь малая часть тех факторов, которые влияют на становление артиста солистом, примой.
После окончания Алматинского хореографического училища я поступила на службу в Театр оперы и балета им. Абая в городе Алматы, отработав там семь сезонов. Дошла до статуса солистки, выступала на премьерах и играла ведущие роли, прошла все ступеньки — от кордебалета до солиста.
После переехала в Астану и начала работать в «Астана Балет», где продолжаю свою деятельность и по сей день. Я рада тому, что пришла в этот коллектив, так как моя работа здесь отличается от того, что я делала в Алматы. В «Астана Балет» ставится много современных спектаклей, приглашаются зарубежные педагоги. Я получила шанс попробовать что-то новое и несказанно этому рада.
Сейчас я являюсь ведущей солисткой «Астана Балет».
Мы работаем каждый день с девяти до шести, в неделю есть один выходной.
Если у нас небольшая нагрузка, то мы можем работать меньше, и наоборот, если у нас впереди важная премьера, то мы работаем без выходных и часто задерживаемся в театре.
Я думаю, балерины очень суеверные люди. Лично я трепетно отношусь к своим балетным туфлям, мне необходимо самой заниматься их подготовкой, это помогает мне настроиться на нужный лад и провести свой ритуал. У каждого артиста свой ритуал перед выступлением.
Советы юным балеринам
Главными качествами балерины, для меня, являются работоспособность, выносливость, выразительность и музыкальность.
Балет — это не спорт, как бы ты технически ни был подкован, все это не имеет значения, пока твои движения не будут наполнены смыслом.
Балерина откровенно о диетах, борьбе с лишним весом, конкуренции и колоссальных нагрузках
Поделись
Расскажи
Share
Tweet
Share
По Интернету уже давно гуляет картинка, на одной части которой изображена нога балерины в нарядном шелковом пуанте, а на другой — она же, без пуанта, но зато с ссадинами, синяками и кровоподтеками. Балет — лучший пример того, какой колоссальный труд скрывается за красивой и изящной картинкой. Бывшая петрозаводчанка, а ныне артистка немецкой балетной труппы, балерина Дарья Сузи откровенно рассказала нам о русском балете, параметрах балерины и критериях оценки их формы, проблемах с весом, о многочасовых репетициях, тяжелой нагрузке, конкуренции и о том, как с ней случился главный кошмар балерины и она потеряла пуанту на знаменитом Венском балу.
В 2007 году петрозаводчанка Дарья Сузи окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Затем три года танцевала в Австрии, и вот уже пять лет она артистка балетной труппы Государственного театра Тюрингии, живет в Германии в городе Гера.
Хорошо помню тот день, когда, поднимаясь по трапу самолета, выполнявшего рейс Санкт-Петербург — Вена, я без конца оглядывалась на здание аэропорта, пытаясь разглядеть своих родителей, которые провожали меня во взрослую самостоятельную жизнь. Мне было 17 лет, в руках — небольшой чемодан с пожитками, а в душе — огромное желание заниматься любимым делом: балетом.
Я танцевала всегда, сколько себя помню, и знакомые посоветовали моей маме отдать меня в детскую балетную студию при Музыкальном театре. Так в семь лет я познала азы балетной науки, впервые почувствовала, каково это — стоять и танцевать на пуантах, и даже поучаствовала в детском балете «Муха-цокотуха», который был в репертуаре театра.
Когда я заканчивала третий класс общеобразовательной школы, в Музыкальный театр приехал представитель Академии русского балета для отбора девочек и мальчиков. Узнав об этом, мы с мамой пошли в театр. Помню длинную очередь из детей и родителей, которая начиналась от служебного входа в театр и тянулась вверх по длинной лестнице вплоть до пятого этажа. Представитель академии отобрал всего двух девочек, одной из которых была я. Он назначил нам с мамой приехать в Санкт-Петербург сразу на 3-й тур.
Тогда я еще не поняла, как крупно мне повезло, что я проскочила первые два тура. На первом проверяют физические данные, необходимые для занятий балетом: гибкость, шаг (растяжка), выворотность суставов, прыжок; смотрят пропорции тела. Второй тур — медицинский. А на третьем необходимо танцевать под разную музыку с меняющимся темпом. Пройдя третий тур, я была зачислена в академию. И уже осенью мне предстояло уехать из родного Петрозаводска, от семьи, от друзей-одноклассников в чужой город и жить в интернате. Я еще не осознавала, что моя жизнь кардинальным образом изменится, но была счастлива, что буду учиться классическому танцу в одной из лучших балетных академий мира. Так, в девять с половиной лет я выбрала себе профессию и теперь, спустя 15 лет, могу сказать, что ни разу не пожалела об этом.
Огромное старинное здание Академии русского балета расположено в центре Петербурга, на знаменитой улице Зодчего Росси. Если не ошибаюсь, академия находится там уже почти два века. Все ее воспитанники помнят так называемую Черную лестницу, о которой ходит много легенд. Некоторые учащиеся вроде бы видели там привидения — нечто белое и длинное или что-то в виде бесформенного облачка, и иногда — даже строгий лик Агриппины Вагановой, а мы с девчонками слышали непонятные шорохи и чьи-то вздохи! Кстати, при академии существует возрожденная домовая церковь, в которой проходят богослужения и куда мы заходили, особенно перед экзаменами. Там бывала и знаменитая балерина Анна Павлова, которая тоже училась в академии.
Учеба в Вагановке отличается от учебы в обычной школе, потому что традиционные предметы чередуются со специальными: классический, историко-бытовой, народный танцы, дуэт, модерн, гимнастика, актерское мастерство, этика, эстетика, история религии, философия и прочее. Плюс сценическая практика и репетиции. Для тех, кто был допоздна занят в репертуарном спектакле Мариинского театра, делали некое исключение: на следующий день можно было явиться на учебу ко второму уроку. Больше никаких послаблений не существовало. Выходной только один — воскресенье.
В процессе учебы в балетной академии неминуем большой отсев. По статистике, данное учебное заведение оканчивает только треть поступивших. Причины отчисления могут быть самыми разными: травмы, плохая физическая форма или если человек просто не выдержал нагрузки, в том числе и психологической. Я очень благодарна своей маме, которая в первый год моей учебы приезжала ко мне каждые выходные. А со второго года обучения она забрала меня из интерната, и мы снимали комнату в коммуналке, в десяти минутах ходьбы от академии. Все годы моей учебы мама жила на два города: ведь в Петрозаводске оставались мой папа и старший брат.
Методы обучения в русском балете намного жестче, чем, скажем, в Европе. Вместе с тем я очень благодарна своим преподавателям! Возможно, именно жесткость заставляет человека преодолевать себя, проявлять упорство в овладении балетной техникой. В конце каждого учебного года предстоял переводной экзамен по самому главному предмету — классическому танцу. Перед экзаменом всегда было контрольное взвешивание в медицинском кабинете. Как мы, девчонки, боялись этого взвешивания! Даже вынимали шпильки из волос, думая, что от этого станем меньше весить!
В академии существовала строгая формула: вес должен соответствовать цифре, получаемой рост минус 122. За потерю формы грозила низкая оценка и отчисление. Балетная система оценок тоже особая: «три минус» (это отчисление), «три условно», «три», «три плюс», «четыре минус», «четыре», «четыре плюс». И только в старших классах выставлялись «пять минус» и «пять».
Уровень российского балета очень высок. Русский балет отличается чистотой линий и приверженностью классическим традициям, благодаря чему его любят и ценят во всем мире. В России в основе репертуара театров — в основном классические балеты, тогда как Европе, и в том театре, где я сейчас работаю, распространен модерн. В театре мы танцуем и на пуантах, и в балетках, и даже босиком. Однажды в спектакле выступали в джинсах и футболках. Хотя всегда приятно выйти на сцену в пачке и диадеме, как, например, в балете «Золушка», и почувствовать себя принцессой! В неоклассике и модерне я ощущаю свободу самовыражения и могу позволить на сцене даже некую импровизацию. А классический танец, по моим ощущениям, связан с бОльшим контролем своего тела, когда ты должен строго следовать хореографии, которая, существует в неизменном виде уже не одно столетие.
В репертуаре нашего театра разные балеты. Директор нашей балетной труппы Сильвана Шрёдер выступает и в качестве хореографа. Многие классические постановки в ее понимании приобретают иной смысл. Так, например, взяв за основу сюжет балета «Лебединое озеро», Сильвана Шрёдер попыталась рассказать эту известную историю, максимально раскрыв внутренний мир, переживания и чувства Черного лебедя. В ее постановке он центральное действующее лицо. В этом балете я исполнила роль Одетты-Белого лебедя. Это моя любимая роль в репертуаре нашего театра. Моя Одетта — воплощение добра и нежности, у нее большое сердце, она готова прощать. Сейчас я работаю над ролью Джульетты, даже правильнее сказать, живу этой ролью и с большим чувством готовлюсь к премьере.
Да, в балете существует реальная конкуренция. Но тут все зависит от человека, как он ведет себя в какой-либо ситуации. Кому-то проще плести интриги и идти, как говорится, по головам, а кому-то важно сохранять личную гармонию, пусть даже и ценой неучастия в каком-либо спектакле. Для меня важно добиваться результата своими трудом и упорством. Мне нравится, что в нашей балетной труппе все очень дружны; часто мы проводим время и вне работы. Мы — это двадцать три человека из одиннадцати стран, без труда находящие общий язык.
Сложно сказать, миф или не миф — мнение о вечно голодных балеринах. У меня были проблемы с весом лет в восемнадцать, а потом все нормализовалось. Тогда я могла и целый день ничего не есть, только утром выпить кофе. А сейчас ни в чем себе не отказываю, даже на ночь могу полакомиться сладким, хотя вообще предпочитаю здоровую и полезную пищу: овощи, белок; обязательно пью воду — до 2 литров в день. Обожаю пасту, готовлю ее очень часто с различными добавками. Думаю, со временем мой организм как-то перестроился и перестал запасать впрок из опасения, что ему больше ничего не дадут! К тому же в балете такие нагрузки, что все калории очень быстро сжигаются. Я вешу 47 кг при росте 169 см.
Мы работаем по семь часов в день. С десяти до четырнадцати и с восемнадцати до двадцати одного-двадцати двух часов. Вот уже на протяжении 15 лет каждый мой день начинается с балетного урока, на котором выполняется комплекс упражнений, необходимый для поддержания физической формы и развития техники. А потом следуют репетиции, дневные или вечерние, а вечером еще, как правило, играем спектакль.
Нагрузки, конечно же, колоссальные; часто на пуантах приходится проводить целый день, но в процессе работы я просто не чувствую боли, наверное, потому что занимаюсь любимым делом. Но когда вечером прихожу домой, понимаю, как натружены стопы, замечаю новые мозоли. Одно из средств реанимации ног — тазик со льдом. Лед занимает почетное место среди прочего в моем холодильнике.
Любимая работа позволяет увидеть мир. Где я только не побывала на гастролях! Практически вся Европа, Канада… и даже карликовое государство Люксембург. Жизнь в Европе, а также знание немецкого языка, который я самостоятельно выучила с нуля, проживая в Австрии и Германии (еще я говорю по-английски), дают мне возможность свободно путешествовать.
Каков танцевальный век артистки балета? Танцуют примерно лет до тридцати пяти, если удается избежать тяжелых травм. Но бывают исключения: может, кто-то слышал об итальянской балерине Алессандре Ферри? Я восхищаюсь этой женщиной! Ей пятьдесят два года, и в настоящее время она возвращается в балет и готовится к премьере на Королевской сцене Лондона.
Мне нравится скандальный фильм «Черный лебедь». Я считаю, что в этой картине есть некая доля правды: случается, люди столь серьезно относятся к роли и так углубляются в нее, что в самом деле отчасти теряют связь с реальностью. Ведь в балете важна не только техника, но актерское мастерство. Готовясь к премьере, к новой роли, я всегда что-то читаю по данной теме, смотрю видео с разными балеринами, мне хочется узнать и понять как можно больше.
Можно ли сказать, что сцена — наркотик для артиста? В каком-то смысле, да. Как любой человек, артист ставит перед собой какую-либо цель и стремится к ней. Он тратит свои душевные и физические силы и, конечно же, хочет, чтобы его работу оценили. Получается, сцена — то место, где артист демонстрирует зрителю то, что он смог сотворить. И как же приятно, выйдя на поклон на авансцену, ощутить добрую теплую энергетику зала, когда она накатывает на тебя ударной волной под аплодисменты! Ты растворяешься в этом, а по спине идут мурашки. Вот это и есть настоящее счастье!
Сцена для любого артиста — священное место, а театр для него — родной дом, в котором он практически живет, особенно перед премьерами. Все артисты, и балетные не исключение, суеверны. Считается, что в театре нельзя свистеть и грызть семечки — иначе зритель не придет, и не будет сборов. Эти профессиональные суеверия я наблюдала и в петрозаводском Музыкальном театре, и в Мариинке, и также на сценических площадках Европы.
Однажды в Австрии нашу балетную компанию пригласили выступать на очень важном общественном мероприятии — знаменитом Венском балу. И случилось то, что видится каждой балерине в кошмарном сне — я потеряла пуант! Порвалась ленточка, и он слетел с моей ноги прямо во время танца. После выступления все девочки надели красивые платья и побежали на бал, где было много известных и знаменитых людей, а я сидела в углу и плакала! Ко мне подошел директор нашей труппы, которого я, получается, подвела, и успокоил со словами: «Не переживай, я уже все забыл и ты забудь. Все это уже в прошлом». Эти слова мне очень помогли, и с тех пор, если в жизни случается что-то плохое, я стараюсь оставить это в прошлом и с надеждой смотрю в будущее.