О том, чтобы попасть на телевидение, мечтают и дети, и многие взрослые. Кому-то будет достаточно, чтобы его один раз показали на всю страну, для кого-то цель — построить карьеру. Несмотря на ненормированный график работы, постоянное напряжение, телевидение остается одной из самых популярных и привлекательных областей, где себя хотели бы попробовать многие.
Гостья журнала Reconomica, Анна, несколько лет радовала жителей Тамбова своими интересными репортажами. Сегодня она рассказала нашим читателям о насыщенной работе корреспондента, а также о проблемах, которые мешают заниматься этой деятельностью на протяжении долгого времени.
Как я стала корреспондентом
Меня зовут Аня, мне 31 год. Я родилась и выросла в городке Моршанске Тамбовской области, а после школы перебралась в областной центр.
В 2012 году совершенно случайно я попала на телевидение. Встретила университетскую знакомую, разговорились, я как раз искала работу, и она предложила попробовать себя корреспондентом на местном канале.
Первые съёмки
Я пришла на собеседование, и меня сразу отправили на ознакомительную съёмку с опытным корреспондентом. Это был сюжет о рождении медвежат в тамбовском зоопарке. Но не успели мы дописать интервью с работником зоопарка, как моей наставнице, с которой я была на съёмке, позвонил редактор и сказал, что нужно срочно ехать в село рядом с Тамбовом. Поступил звонок от жителей, а в выпуск как раз не хватало “социалки”. Мы помчались туда. Несколько часов снимали канаву, которую после дождей не могли преодолеть местные дети по пути в школу. Уже вечерело, рабочее время подошло к концу. Мы уже ехали обратно в областной центр, как снова позвонил редактор и отправил съёмочную бригаду снимать наводнение в городе Мичуринске. Не буду описывать подробности, но вернулись мы ночью. Но какой это был драйв!
Я просто влюбилась в профессию с первого дня.
Каждый сюжет разбирали “по косточкам” на так называемых планерках.
Поначалу самым сложным было научиться начитывать репортажи особым новостным стилем. Мой голос звучал очень по-детски, как говорили коллеги, несерьёзно, не внушал доверие.
Пришлось даже походить к театральному педагогу по ораторскому мастерству. Месяца через два у меня начало получаться, и голос за кадром зазвучал!
Новостные сюжеты подразумевают стендапы, когда корреспондент находится в кадре, показывает или рассказывает что-то важное или очень интересное. В этом тоже возникли трудности, руководство вновь посчитало мою внешность недостаточно солидной и даже пыталось “старить” меня с помощью макияжа.
Удаленная работа: 7 советов ЖУРНАЛИСТА
Редакция ЖУРНАЛИСТА работала дистанционно еще до того, как это стало мейнстримом. Планерки в Skype, редакционные файлы на Google Disc, оперативная координация работы в чате на . Время от времени мы, конечно, собирались вместе, чтобы хотя бы на пару часов создать атмосферу редакционного коллектива. В ситуации же вынужденного карантина мы делимся советами с теми, кто впервые оказался в изоляции от рабочего места.
Многие журналисты давно на фрилансе и не заметили особой разницы в связи с введением дистанционного режима. Те, кто такого опыта не имел, быстро освоили облачные сервисы и платформы для видеоконференций, начали не только проводить планерки, но и редакционные вечеринки, не отходя от ноутбука. Весело обычно только первые три дня, но дальше нужно наладить рабочий ритм так, чтобы мозг не думал, что можно расслабиться.
Собственно, первые исследования последствий удаленной работы в США и Европе показали, что рабочий день на удалёнке стал в среднем на 2 часа больше. То, что раньше можно было по-быстрому обсудить возле кулера или на лестнице, теперь надо оформить письмом, сообщением, а то и целой инструкцией. Фрилансеры злорадствовали: ага, теперь и вы поняли, что работать дома не намного легче, чем в офисе, а то и тяжелее.
ЖУРНАЛИСТ собрал полезные советы для тех, чья жизнь превратилась в хаос.
Выясните все юридические вопросы о новых отношениях с работодателем, касающихся формата работы и гарантий заработной платы. Министерство труда на момент написания материала уже начало разрабатывать отдельные положения о временной удаленной работе, а коллеги из Sdelano.media ответили на самые распространенные вопросы. Основной документ на время удаленной работы — это глава 49.1 Трудового кодекса РФ.
Некоторые посчитали, что будет удобнее отправиться в отпуск за свой счет, чем адаптироваться к новым рабочим условиям, но пока нет никаких гарантий, что через месяц карантинные меры снимут, а личный бюджет не кончится.
Поддерживайте прежний режим труда и отдыха. Пожалуй, это главный закон фрилансера — максимально имитировать «биологические» циклы работы, четко делить день на работу и «неработу», а также квартиру на рабочие зоны и зоны отдыха. Сложнее всего, конечно, объяснить домашним, что в течение определенного времени они должны делать вид, что вас тут нет.
Вставайте в то же время, организуйте планерки и звонки в обычное для себя время суток, устраивайте привычные перекуры и обеденный перерыв. Учитывая, что, оставаясь дома, крайне обидно было бы «просиживать штаны», попробуйте делать привычные дела быстрее. Скажем, зачем тратить целый час на просмотр новостей в разных источниках, если можно быстро пробежаться по агрегаторам и нескольким новостным ботам и скорее приступить к работе. Возможно, вы добьетесь того, что всю работу будете выполнять не за 8 часов, а за 4, за счет борьбы с «раскачкой».
Не воспринимайте других людей свободными 24 на 7, даже если все находятся онлайн. Опять же пользуйтесь привычными понятиями рабочего графика и цифрового этикета: не беспокойте людей раньше 9 утра и позже 6-8 вечера, не звоните без предупреждения и договоренности, не ждите моментального ответа на свое сообщение.
В идеале расскажите публично о своем графике в своих аккаунтах. Например: я работаю удаленно, но принимаю звонки по предварительной договоренности, до 12 я занят планированием и выполнением срочных дел, а максимально настроен на общение с 16 до 18. Сообщите все возможные способы связи с вами и обозначьте те площадки, где вас лучше не беспокоить. Чтобы не потеряться в тоннах сообщений (ведь часть личного общения трансформировалась в эпистолярный жанр), принимайте рабочие послания только в один канал — например, на корпоративную почту.
Понимайте, что другие люди тоже перегружены, особенно пиарщики. Представьте, сколько запросов сейчас приходит в профильные ведомства и службы, которые обладают информацией по пандемии или связанными с ней фактами. Скорее всего, отдельные учреждения вообще лучше не беспокоить без крайней нужды, если они заняты круглосуточной борьбой за жизнь людей.
Мне, например, поступает достаточно много запросов от коллег с просьбой прокомментировать дистанционное образование на примере СПбГУ. Ответ прост: чем больше я комментирую ситуацию, тем меньше у меня времени на обеспечение нормального дистанционного обучения.
Используйте освободившееся от дороги время на прогулки и общение с семьей. В самом тяжелом положении оказались семьи, в которых оба супруга работают дистанционно, а дети отправлены на карантин в школе или детском саду. Появилось много шуток на тему второй половинки в трусах, которая неожиданно может появиться на заднем плане во время видеоконференции, котов и других питомцев, которые участвуют в интервью и совещаниях. Но в жизни это совершенно не весело, когда нужно вести серьезную беседу, а в ухо кричит ребенок, который потерял игрушку.
Выделите время, которое раньше вы тратили на дорогу, и сходите на прогулку. А потом возвращайтесь и включайте кино для всей семьи.
На видеоконференциях по возможности всегда включайте видео и аудио, чтобы показать заинтересованность и открытость. Дистанционная работа лишает нас живого общения с другими людьми, а потому важно не только слышать, но и видеть тех коллег, кого вы привыкли видеть регулярно, в том виде, в котором они обычно ходили на работу. Видеосвязь лишает возможности читать эмоции по мимике и движениям тела, особенно если собеседник выглядит как черный квадрат с именем. В коммуникации достаточно много решается именно невербальными сигналами.
Если вы демонстрируете себя в кадре, то показываете свою заинтересованность в беседе, открытость к разговору, просто вежливость по отношению к собеседнику. Одна из популярных платформ для видеосвязи, кстати, выяснила, что люди быстро научились обманывать своих визави, подставляя камере ноутбука свое фото и даже зацикленное видео.
Не забывайте о будущем: пандемия кончится, а какие-то привычки удаленной работы могут оказаться полезными. Первая неделя удаленной работы показала, что некоторые совещания можно было и пропустить, а отдельные процессы в редакции совершенно не требовали присутствия в офисе. Возможно, в будущем стоит отказаться от отдельных офлайновых практик.
И наоборот, дистанционный формат хорошо демонстрирует важность конкретной работы именно в условиях личного контакта.
Мои исторические проекты
Один из них был посвящен юбилею области. Я снимала сюжеты про известных людей, связанных с Тамбовщиной (композитора Рахманинова, биофизика Чижевского, селекционера Мичурина, министра радиопромышленности СССР Плешакова, актера Рыбакова, футболиста и хоккеиста Боброва), про местных ремесленников, про исторические здания.
Это уже были не просто новости, а настоящее исследование.
Второй проект назывался “История одной фотографии”. Руководство канала придумало его специально для меня. Суть его была в том, что зрители с разных уголков Тамбовской области присылали свои архивные фото, а я делала сюжеты или короткие зарисовки о приметах времени, запечатлённых на фото, об эпохе, о судьбах людей. Когда-то фотография охотно “рассказывала” свою захватывающую историю, а когда-то приходилось поднапрячься, чтобы фото “заговорило”. Например, один из сюжетов был посвящен новогодним фото: на первом — солдаты в армии в Молдавии отмечают Новый 1975 год лимонадом, а на втором — студенты в общежитии Тамбовского пединститута празднуют наступление 1979 года. И тот сюжет я посвятила новогодним обращениям главы государства. В канун 1975 и 1979 к народу обращался Брежнев. Были кадры хроники и краткий экскурс, когда и как появилась традиция, какие обращения были наиболее знаковые и т. д.
Это уже были не просто новости, а настоящее исследование.
Проект длился больше 3 месяцев, сюжеты выходили каждый будний день. Я буквально жила этим проектом — днями и ночами придумывала фотоистории. А в завершении было народное голосование за лучший ретрокадр. Была даже накрутка голосов.
Оба моих проекта заняли первые места на тамбовском конкурсе журналистского мастерства “Три пчелы”. Вскоре мне поступило предложение перейти на более денежную работу, я согласилась.
К недостаткам профессии относят:
- Полную занятость и ненормированный график (куда и на какое время отправят – решает редактор).
- Серьезные психологические перегрузки.
- Частая работа в режиме «аврал», когда приходится забывать о сне и пище.
- Риск для жизни и здоровья. Особенно, при работе в горячих точках или в странах с высоким уровнем угрозы терроризма.
- Невысокие шансы «подняться высоко». Как правило, успеха достигают лишь единицы их тех молодых специалистов, которые приходят в журналистику. Конкуренция действительно высока, и не всегда она является «здоровой».
- Необходимость постоянно повышать уровень профессионализма, расширять кругозор и проч.
На каких специальностях лучше учиться
Обычно те, кто хочет стать корреспондентом, целенаправленно поступают в вузы на специальность «Журналистика » (код 5.42.03.02). Но соответствующие профессиональные навыки также можно получить, выбрав на филфаке специальность «Филология » (код 7.45.03.01) с журналистским профилем.
В принципе хорошую базу для работы корреспондентом может дать любое добротное гуманитарное образование. Репортер должен знать русский язык, литературу (отечественную и зарубежную), всемирную историю, общественные и естественные науки, экономику, психологию и даже математику. У владельцев СМИ разное мнение относительно того, кого же лучше брать на работу в качестве корреспондента: опытного эксперта в определенной сфере и делать из него журналиста или, наоборот, углублять «специализацию» репортера в какой-либо области.
Профессиональные обязанности
У корреспондента основная работа заключается в подготовке репортажей.
Четких дедлайнов у них быть не может по определению.
Назначать на эту должность могут директора СМИ. Представление им делает главный редактор. Согласно типичной должностной инструкции корреспондент обязан разбираться в:
- законодательстве о СМИ;
- правилах подготовки материалов;
- особенностях информационной работы;
- тонкостях редактирования;
- методиках получения интервью;
- журналистской этике;
- правилах применения диктофонов, камер, другой аппаратуры.
При работе журналист руководствуется законодательством России (а также других стран, где ему приходится собирать информацию). Для штатных специалистов значимы нормы распорядка организации и иные нормативные акты, непосредственные приказы руководства. Независимо от сферы журналистской работы, корреспондент делает примерно одни и те же виды работ. Важнейшая его функция — сообщение в редакцию оперативных сведений и иных материалов, а также подготовка своих публикаций.
Он же обязан, получив редакционное задание, наладить контакт с:
- государственными служащими;
- предпринимателями;
- другими журналистами;
- представителями общественности;
- местным самоуправлением;
- знаменитостями и их окружением;
- лидерами общественного мнения;
- политиками, руководителями профсоюзов.
Хороший журналист едет на места событий лично, при необходимости — в сопровождении бригады помощников. Если требуется, он обязан сам получать аккредитацию в установленном порядке.
Проведение интервью — это тоже целое искусство. Оно проходит по заранее подготовленному перечню вопросов, составление которого освоить не так-то просто. После взятия интервью и сбора иных материалов, свидетельств и официальных комментариев обязательно необходимо обработать все это, сделать свои выводы и предположения.
Корреспондент самостоятельно делает записи — в блокнотах либо с применением аудио- и видеоаппаратуры.
При этом как в ходе анализа записей, так и при конечной обработке материалов придется лично проверять достоверность собранных сведений.
Еще корреспонденты помогают редакторам разрабатывать актуальные и перспективные рабочие планы. Они вправе вносить предложения, какие темы освещать, самостоятельно разыскивать новую тематику. Журналисты также отвечают за достоверность:
- цифр;
- названий;
- имен;
- дат и других фактов.
Профстандарт корреспондентов СМИ действует с 2014 года. Согласно ему, их обязанности:
- собирать, готовить и предоставлять актуальные сведения через СМИ;
- следить за инфоповодами;
- планировать интервью и репортажи, статьи и заметки;
- собирать данные, которые необходимы для конкретного материала;
- формировать материал на уровне, позволяющем его легко редактировать, а в идеале – сразу отправить в печать, передать в службу вещания;
- согласовывать тематику материалов с редакторами;
- глубоко изучать свою тему или несколько тем, смежную информацию;
- формулировать главную сюжетную линию планируемых материалов;
- подготавливать разумные графики для каждого задания и согласовывать их;
- осваивать принципы эффективной коммуникации;
- выполнять анализ крупных информационных массивов;
- вести фото- и видеосъемку событий, фона, отдельных людей;
- организовывать действия съемочной группы;
- работать в кадре и перед микрофоном;
- организовывать работу иных участников репортажной или съемочной группы.
Лучшие вузы для обучения
Программы обучения различным направлениям журналистской деятельности есть почти в 150 вузах России , но наибольшей популярностью у абитуриентов пользуются знаменитые государственные учебные заведения (например, МГУ им. М. Ломоносова и его филиалы в различных городах) и профильные факультеты, дающие более узкую специализацию:
- Радиовещание
можно изучать в Гуманитарном институте Новосибирского университета или в Институте филологии и журналистики Нижегородского университета им. Н. Лобаческого . - Специфику работы в интернет-изданиях
— на факультете культуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов , а также в государственных университетах Москвы, Томска, Белгорода. - Международную журналистику
— в МГИМО , Московском лингвистическом университете , в , а также в университетах Санкт-Петербурга, Казани, Белгорода и многих других городов.
Но сразу получать высшее образование необязательно. Можно попробовать себя в качестве стажера в редакции, поучиться ремеслу на практике, изучить изнанку процесса, а уже затем решать, в какой вуз поступать.
Для поступления в вуз вам потребуются достаточно высокие баллы ЕГЭ по профильным русскому языку и математике, а также на отлично сдать экзамен по литературе и, возможно, иностранному языку.