Государственное и муниципальное управлениеГруппа авторов


Цель дисциплины ГиМУ – изучение и осмысление теории и практики управления государством и администрирования на местах.

Теория развивается совместно с другими науками:

  • экономическими;
  • социологическими;
  • административными;
  • правовыми;
  • политическими.

О государстве, которое устраивало бы всех, мечтали с древних времен. Платон написал первую утопию. Этому посвящали свои труды Кант и Гегель. Граф Кропоткин размышлял о полной свободе от тирании законов, а древние греки о строгой цензуре и суровом воспитании.

На вопрос – государственное и муниципальное управление – что за профессия? Можно ответить – профессия честных и грамотных чиновников, без которых реализация общественных проектов невозможна.

Государственное и муниципальное управление. Что за профессия?

Власть – неотъемлемое свойство человеческого общества, которое служит элементом его организации.

Современная управленческая мысль развивает информационную и инновационную систему административного аппарата государства. Российская модель бюрократии строится с учетом зарубежного опыта.

Подготовка квалифицированных профессиональных служащих становится настоятельным требованиям времени. Выделяют 3 уровня управления:

  1. Общественное. Осуществляется в рамках разного рода объединений граждан.
  2. Верховная власть. Законотворчество, администрирование и суд.
  3. Бюрократия на местах.

Государственное и муниципальное администрирование охватывает большинство социальных процессов. Все ветви государственной власти должны работать сбалансировано. Отслеживать и разрешать конфликты, периодически возникающие в управляемой системе. Исполнительная власть, ее подразделения и служащие обеспечивают бесперебойное функционирование госинститутов.

С целью подготовки кадров, способных осуществлять деятельность по руководству местными и центральными органами госструктур, общество создало учебные программы для чиновников.

Чиновник 21 века должен понимать:

  • концептуальные основы госслужбы;
  • инструментарий реформ;
  • диагностику и экспертизу социальных проблем;
  • менеджмент и связи с общественностью.

Полный учебно-методический комплекс, научно-справочный аппарат, деловые игры и практические занятия предназначены для подготовки профессионалов госуправления.

Почему престижно получить такую профессию

Наука об общественных отношениях – социология, утверждает, что существует разделение общества на слои с разным статусом – стратификация.

Участие во власти, способность решать важные проблемы, поднимает авторитет и значимость личности.

Престиж профессии отражает имеющуюся в обществе иерархию. В зависимости от сложности задач, которые стоят перед менеджером, объема ответственности за труд, необходимого для этого уровня образования, социум оценивает человека.

Специалисты работают в Пенсионном фонде, Фонде социального обеспечения, налоговой службе, районных и городских администрациях, госпредприятиях. От результата их деятельности зависят судьбы граждан.

Влиятельность профессии во все времена вызывает в народе уважение к “государевым людям”.

Особенности профессии

Государственный и муниципальный чиновник сегодня – это человек с разносторонним образованием и широким кругом интересов.

Для успешной работы он должен владеть информацией о событиях в стране и мире. Следить за деятельностью российских законодателей и сенаторов. Видеть тенденции развития внутренней госполитики. Иметь представление о специфике функционирования всех государственных органов и организаций.

Госадминистратор вырабатывает решения на основе анализа объемных информационных массивов. От его действий зависит состояние промышленности, финансов, культуры в управляемой местности. Результаты госуправления сказываются на всех категориях граждан, в том числе детях, стариках, инвалидах.

Изобретатель кибернетики Н. Винер писал, что «действенно жить – это значит жить, располагая правильной информацией». Организация информационных потоков с обратной связью от людей – важная задача бюрократии. С этой целью чиновники осуществляют мониторинг прессы, социальных сетей, ведут прием граждан по вопросам, касающимся своей компетенции.

Представитель государства должен обладать хорошими коммуникативными навыками. По долгу службы он общается с людьми разных возрастов, национальностей, социального статуса и профессиональной принадлежности. К каждому необходимо найти свой подход. Для этого чиновник обязан знать национальные традиции, молодежные тенденции, проблемы жителей руководимой местности.

Сущность престижа гражданской государственной службы

В качестве важнейшего индикатора статуса любой профессии в обществе выступает ее престижность, под которой понимают восприятие данной профессии с точки зрения ее привлекательности для общества.

Государственная служба представляет собой важнейший элемент механизма, обеспечивающего эффективность государственного управления.

Престижность государственной службы является одним из основных средств профилактики коррупции в системе государственного управления. Программа повышения престижности государственной службы ориентирована на обеспечение внедрения мотивирующей системы карьерного роста государственных служащих в перспективе, также эта программа стремится унифицировать методы работы с персоналом в системе государственной службы, внедрять информационные системы в процесс управления персоналом в системе государственной службы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Престиж государственной гражданской службы; проблемы формирования и направления развития 400 руб.
  • Реферат Престиж государственной гражданской службы; проблемы формирования и направления развития 280 руб.
  • Контрольная работа Престиж государственной гражданской службы; проблемы формирования и направления развития 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В советской и российской практике государственного управления термин «престиж профессии» появился в шестидесятых годах XX века благодаря новосибирским ученым, которые действовали под руководством В.Н. Шубкина. Восьмидесятые годы XX века ознаменовались началом исследований стремления индивидов к престижности их деятельности по отдельным качественным характеристикам, к числу которых относились социально-экономические условия работы, привлекательность, возможность творческого роста, величина материального или нематериального вознаграждения, возможность повышения квалификационного уровня и так далее. Эти исследования характеризуются как первые попытки возможности учета специфических характеристик личности при оценке престижности их деятельности. В конечном итоге этому не было уделено достаточно внимания и на сегодняшний день эта проблема обладает особой актуальностью в системе государственного управления.

Замечание 1

Престижность государственной службы выступает ключевым показателем, характеризующим прочность и эффективность государственной власти, ее соответствие общественным ожиданиям.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Престижность государственной гражданской службы характеризуется определенной структурой, включающей в себя такие свойства как кадровый потенциал, определенные правила поведения, идеалы, ценности, выражением которых является профессиональная этика государственных служащих.

Как давно учат государственному и местному управлению

История славянской государственности, по одной из версий, начинается на рубеже 8-9 вв. с Киевской Руси. По “норманнской” теории с 12 в. от варягов, несмотря на то, что в те времена у самих скандинавов государств не было.

В течение нескольких столетий племенная организация общества перешла в феодальный аппарат. В 9 в. арабские историки упоминают “царя руссов”.

Один из первых документов русской дипломатии – торговый договор князя Олега 911 г. От древнерусских княжеств 12-13 вв. через монголо-татарское иго и смуту конца 16 в. российская государственность окрепла к Петровским временам.

В царский “табель о рангах” вписано 262 чиновничьи должности. Преодолевшим на службе рубеж 8 класса жаловали дворянство. Родовая знать оценивалась ниже, чем люди, имеющие заслуги перед отечеством. Документ был отвергнут только в 1917 г.

В 19 в. в Англии ввели конкурсные экзамены для занятия государственных должностей. Первый закон о гражданской службе был принят в США в 1883 году.

Конец 19 в. – время, когда ведущие мировые державы сформировали у себя государственную административную службу.

Видный государственный деятель Российской империи Сергей Юльевич Витте провел реформу денег 1897 г., ввел для российского рубля “золотой стандарт”, участвовал в создании Государственной Думы. Чиновник играл ведущую роль в строительстве транссибирской магистрали, КВЖД, организовал винную монополию на алкоголь, реформировал обложение налогом промышленности, заключил договоры с Китаем, Японией, Германией.

С.Ю. Витте закончил Новороссийский университет в Одессе, физико-математический факультет. Он имел возможность остаться преподавателем, но тогда дворяне считали “профессорство” недостойным занятием и предпочитали служение государству.

Трагически погибший, Петр Аркадьевич Столыпин занимал пост председателя Совета министров с 1906 по 1911 гг. Чиновник провел аграрную реформу, сделал земство в губерниях, изменил избирательное право, был ярым противником революции: “Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия”.

Учился Столыпин в Санкт-Петербургском имперском университете, выпускникам которого предоставлялся 14 чин по “табелю о рангах”.

В царской России чиновников (от слова “чин”) назначали из выпускников университетов, после окончания которых им присваивалась квалификация. Отдельной профессии госуправления не было.

В СССР функции управления взял на себя партийный аппарат. Номинально существовали Совет министров, местные руководители, но объективно властью обладала КПСС. Высшая партийная школа – «кузница» советских управляющих.

Как появилась данная специальность

Специальность “Государственное и муниципальное управление” в образовательный стандарт нашей страны включили в 1995 г.

Государство меняло систему управления, переходило на рыночные отношения. Старые партийные кадры, выросшие при плановой экономике, в большинстве случаев не годились для решения задач нового времени. Требовались молодые чиновники со свежим взглядом и современными знаниями. Разрабатывая программу обучения, использовали западные наработки в области управления и лучшее из советской школы.

С 2000 г. выпускники оканчивали учебное заведение со специальностью «менеджер» с правом работать в госорганах.

До 2011 г. существовала возможность закончить колледж по профессии. Позже стандарт изменили только на высшее образование.

Где можно получить образование

Перед тем как решить, в каком учебном заведении проходить обучение, нужно оценить его по нескольким критериям:

  1. Какова плата за учебу. Есть ли в ВУЗе бюджетные места. Взвесить возможности при поступлении на коммерческое отделение.
  2. Репутация и история заведения.
  3. Срок существования курса ГМУ.
  4. Преподавательский состав.
  5. Отзывы бывших студентов.
  6. Места прохождения практики.
  7. В каких структурах трудятся выпускники.
  8. Каков рейтинг вуза (национальный и международный).

Вузы, факультеты

Чтобы открыть кафедру “государственное и муниципальное управление”, ВУЗы должны получить лицензию. Министерство образования предоставляет бюджетные места для студентов далеко не каждому учебному заведению. Такое право получают старейшие учреждения с наработанным опытом преподавания. Факультет государственного управления с бесплатным обучением имеют следующие институты, ВУЗы Москвы:

  1. МГУ.
  2. ВШЭ.
  3. МАИ.
  4. Московский городской педагогический университет.
  5. Московский государственный психолого-педагогический университет.
  6. Университет физкультуры и спорта.
  7. Академия МЧС России.
  8. Аграрный университет имени Тимирязева.
  9. Госуниверситет управления.
  10. РЭУ имени Плеханова.
  11. Московский строительный университет.
  12. Финансовый университет при правительстве РФ.
  13. Институт госслужбы при президенте.
  14. Государственный социальный университет.
  15. РУДН.

Бюджетные места имеются и в регионах. При выборе учебного заведения следует знать, какие программы обучения существуют.

Выбор программы обучения

В Российском экономическом университете имени Плеханова, кроме ГМУ бакалавриата, открыта программа ” Государственного и корпоративного управления”. Абитуриенты после отборочного лагеря, знакомства с преподавателями, показав свои лучшие стороны, имеют возможность получить 1 из 300 грантов на обучение. Грант может покрыть плату за программу полностью или в размере 50%.

При Российской академии народного хозяйства и госслужбы работает Институт государственной службы и управления. Учреждение предоставляет целый ряд программ обучения:

  1. “Эффективное госуправление” с усиленной правовой подготовкой.
  2. “Цифровое государство” предлагает курс, ориентированный на углубленное изучение математики и IT технологий.
  3. “Внутренняя политика и лидерство” – готовит политических деятелей.
  4. “Общественные связи в ГМУ”. Особое внимание уделяется информационно-коммуникативным связям, вопросам религий и национальностей.
  5. Второй вариант программы “Цифровое государство” создан совместно с представителями Франции. Предполагает всестороннее изучение иностранных языков.
  6. В учебном курсе “политика и право” участвует университет Валенсии из Испании. Вместе с теорией управления преподают английский и испанский языки.

В Российской академии народного хозяйства существует магистратура ГМУ. Для повышения уровня образования есть возможность прослушать курсы по темам:

  • стратегическое управление городом;
  • управление образованием в регионе;
  • управление финансами общественного сектора;
  • межгосударственное взаимодействие;
  • управление экономическим развитием;
  • парламентская деятельность.

Пройти подготовку по специальности можно дистанционно-заочно.

Это доступно гражданам, имеющим высшее образование или студентам. Учебный план такой формы учебы предусматривает общепрофессиональные дисциплины и курсы по выбранным направлениям.

Изучаемые предметы

Профиль ГМУ включает теорию и практику в базовой и вариативной (специализация) частях.

Для успешного прохождения государственной аттестации студентам преподают гуманитарные и экономические науки:

  1. Философия – основа мировоззрения, наука об общих законах развития природы и общества. Курс включает:
      предмет и структуру философского знания;
  2. историю, концепции, систему категорий;
  3. диалектику, закономерности развития, причинность, индетерминизм;
  4. научные и религиозные взгляды на мир;
  5. отношение цивилизаций и концепции будущего.
  6. Культурология. Изучает типы культур, этносы, традиции, элиты и массы. Наука охватывает глобальные процессы в обществе, роль личности, вопросы социализации.
  7. История Отечества. Предмет рассматривает теорию исторического знания, источники, методологию. Раскрывается вопрос становления Российского государства со времен Древней Руси.
  8. Правоведение. Предмет, посвященный международному и российскому праву, законности и правопорядку. Изучается гражданское, административное, уголовное, процессуальное законодательство. Уделяется внимание отношениям в семье, наследственности, трудовым договорам, преступности.
  9. Социология. Рассматриваются классические теории социальных отношений, вопросы коллектива и личности, статуса и неравенства, изучения общественного мнения.

Программа ГМУ также включает политологию, психологию и педагогику, русский и иностранный языки.

К базовым компонентам обучения относятся:

  • математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и статистика;
  • информатика;
  • естествознание.

Из общих дисциплин федерального уровня студент вправе выбрать:

  • теорию экономики;
  • историю госуправления в России;
  • федеральные и местные финансы;
  • демографию;
  • общую теорию управления;
  • геополитику;
  • основы государственного права;
  • организацию населения по территориям.

Учебное заведение предлагает студентам изучать по выбору специальные дисциплины:

  • управление общественными отношениями;
  • информационные технологии;
  • региональную экономику;
  • персонал;
  • социологию;
  • решения в области управления;
  • систему ГМУ.

Дополнительно проводятся практические занятия и дипломное проектирование. Обучение заканчивается гос. аттестацией.

Какие экзамены сдавать

Для поступления на специальность госуправление, абитуриент должен предоставить результаты ЕГЭ по:

  • математике;
  • обществознанию;
  • русскому языку.

Специализация некоторых вузов предполагает экзамен по иностранному языку и информатике.

Перед тем, как окончательно утвердиться в выборе ВУЗа, нужно уточнить перечень предметов в учебном заведении. Там же можно узнать проходной балл по каждому из них.

Проблемы престижа гражданской государственной службы

Основной проблемой формирования престижа гражданской государственной службы выступает проблема обеспечения правильного восприятия государственного служащего как обществом, так и его коллегами, и вышестоящими лицами. Также с этой проблемой напрямую связана проблема ассоциаций, которые вызываются образом государственного гражданского служащего у большей части граждан страны. Адекватное восприятие имиджа и престижа государственного служащего, в первую очередь на бессознательном уровне, обеспечивает желание вступать с ним в контакт и сотрудничать, в то время как в обратной ситуации приводит к отторжению самой возможности сотрудничества.

Замечание 2

Повышение значимости государственного управления и его эффективность находятся в прямой зависимости от престижности государственной службы.

Гражданская государственная служба выступает средством реализации основных целей и задач государственной деятельности и государственного управления. Отсутствие престижа государственной службы ведет к неуважению решений государства, противодействию общества этим решениям, отсутствие у населения желания взаимодействовать с органами государственного управления и отдельными служащими.

Очевидно, что насаждение престижности гражданской государственной службы невозможно насильственными методами. Между престижностью государственной службы и действиями государственных служащих существует взаимосвязь. Следование государственными служащими принципам осуществления государственной службы и моральным и этическим принципам обеспечивает рост престижности государственной службы в глазах общества. Бюрократизм, взяточничество, иные злоупотребления со стороны чиновников являются препятствиями на пути повышения престижности государственной службы.

Какие качества помогут в обучении и в работе

На первое место следует поставить желание учиться и самосовершенствоваться. Если с мотивацией все в порядке, тогда:

  • самостоятельность;
  • личное планирование;
  • пунктуальность;
  • терпение и усидчивость;
  • системное мышление, умение видеть предмет в единой взаимосвязи частей;
  • целеустремленность и концентрация;
  • владение терминологией;
  • умение расставлять приоритеты;
  • компьютерная грамотность;
  • чтение дополнительной литературы;
  • способность рассматривать вопрос с разных сторон;
  • думать о карьере с начала учебы;
  • знать свои плюсы и минусы;
  • умение работать с информацией;
  • здоровый образ жизни и активный отдых.

В каких вопросах должен разбираться выпускник

После окончания курса, кроме общей культуры, выпускник должен разбираться в вопросах:

  • истории развития общества;
  • экономики отраслей и сфер деятельности;
  • гражданского и административного права;
  • коммуникации при личном и межкультурном общении;
  • толерантного восприятия национальных, религиозных, культурных особенностей людей;
  • самообразования;
  • действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем

Специалиста по ГМУ в ВУЗах учат навыкам:

  • искать и анализировать нормативы и законодательные акты;
  • принимать решения для управления и нести ответственность за их результаты;
  • проектировать организации, стратегии распределения ресурсов, делегировать полномочия;
  • вести деловое общение и переписку, выступать публично, осуществлять переговоры через мобильные средства связи и интернет;
  • рассчитывать бюджет, вести финансовую отчетность;
  • владеть вопросами информационной безопасности;
  • уметь мотивировать подчиненных, знать групповую динамику, формировать команды для решения задач;
  • оценивать инвестиции и финансирование;
  • разрабатывать справочные, методические материалы и должностные инструкции;
  • анализировать социальную, политическую, экономическую обстановку в регионе;
  • строить модели административных процессов, в том числе математические;
  • работать над имиджем организации, формировать мнения социальных групп;
  • управлять проектами, учитывать риски, ресурсы, использовать инновационные технологии;
  • вести оборот документов, иметь навыки работы с информацией, осуществлять обратную связь в объеме квалификации.

Специфика профессии

Работа с кадрами – задача не для всех. Тот, кто умеет общаться, обожает анализировать и много думать, стремится к неформатной работе, может претендовать на управление персоналом, как на профессиональную деятельность. Стремления могут быть достигнуты через разнообразные менеджмент направления. Условно деятельность управленца делят на 4 вида:

  1. Диагност (оценка и подбор кадров).
  2. Консультант (оптимальный поиск всевозможных методов решения проблемы).
  3. Тренер-менеджер (повышение эффективности предприятия за счет улучшения компетенции сотрудников).
  4. Администратор (принимает решения, развивающие организацию комплексно).

Профессиональная деятельность, связанная с кадрами, зависит от принципа работы организации и ее специалистов, задействованных в этом процессе. Допускается рассмотрение разных моделей, и среди них наибольшей популярностью пользуются консалтинговые и кадровые агентства. Их специфика работы заключается в грамотном подборе кадров на вакантную должность.

Это интересно: что это за профессия — оператор ЭВМ, насколько она востребована?

Управление персоналом подразумевает наличие высоко уровня компетенции и профессионализма. Производственная работа сопряжена с владением несколькими специальностями и специализированным направлением производства.

Обучение по специальности

В университетах можно получить высшее образование по управлению персоналом, квалификация которого проходит при изучении ряда дисциплин и практики.

По программе специальности в университетах преподают следующие дисциплины:

  • экономика труда;
  • экономика организации;
  • психология;
  • стратегия кадровой деятельности;
  • налоги и учет;
  • конфликтология;
  • этика трудовых и межличностных отношений и т. д.

Практика призвана научить вырабатывать навыки решения производственных задач, в число которых входят:

  • анализ трудового рынка, отслеживание его развития и актуальности направлений;
  • создание и воплощение в жизнь кадровой политики;
  • разработка управленческой стратегии;
  • снабжение кадрами предприятия, определение квалификации работников и учет персонала;
  • грамотное передвижение кадров;
  • стажировка, обучение, стимулирование карьерного роста;
  • адаптация новых работников и переориентация;
  • мотивация и контроль внутриштатных отношений;
  • выделение талантливых людей, их деловых качеств;
  • формирование корпоративного духа предприятия и предупреждение конфликтов;
  • умение работать с трудовым законодательством.

Знания, полученные в университете, позволяют претендовать на хорошую должность в крупных корпорациях. Современный рынок труда нуждается в профессиональных людях, умеющих подбирать и стимулировать кадры.

Это интересно: АСУ — это что такое? Назначение, характеристика и структурная схема.

Основные направления будущей работы

Профессионал в области федерального, корпоративного, муниципального управления готовится для работы в органах власти РФ, ее субъектах, организациях местного самоуправления.

Его услуги требуются в научных, образовательных, некоммерческий организациях, деловых структурах, политических партиях. Знания пригодятся в области правовых и налоговых консультаций, аналитических фирмах.

Куда можно пойти устраиваться после обучения

Предоставить подходящие должности специалистам госуправления могут:

  1. Администрации поселений, районов, городских центров.
  2. Федеральные властные структуры.
  3. Исполнительные органы муниципалитетов.
  4. Некоммерческие организации.
  5. Частные компании и бизнес-структуры.
  6. Политические партии.
  7. Государственные предприятия.
  8. Законодательные органы.
  9. Органы надзора.
  10. Научные учреждения.
  11. Фонды и предприятия социальной защиты.
  12. Государственные и частные пенсионные фонды.
  13. МФЦ.
  14. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
  15. Транспортная инфраструктура.
  16. Учреждения образования.
  17. Экологические организации.
  18. Система исполнения наказаний.
  19. Налоговая инспекция.
  20. Правоохранительные структуры.
  21. Дипломатия и ВЭД.
  22. Служба судебных приставов.

Карьерный рост с чего начать. Кем можно работать

Многие выпускники еще во время обучения, проходя практику, показывают себя умелыми, знающими дело специалистами. После окончания ВУЗа они получают приглашение на работу.

Органы государственного и местного управления постоянно нуждаются в обновлении кадров. Сотрудники выходят на пенсию, меняют место службы, выбирают для работы коммерческие предприятия, организуют собственное дело. Начинающие чиновники занимают освободившиеся должности.

Профессия управления требуется во вновь организованных структурах. Молодые специалисты способны начать свою деятельность практически с любого предложенного места. Потом закрепить навыки, полученные в учебном заведении, повысить классность, подготовить резюме и профессиональный профиль для работы на более высоком уровне.

Государственные и муниципальные структуры. Плюсы работы во властных структурах

Государственное администрирование разделяется на несколько уровней:

  • общенациональный (или федеральный);
  • управление регионом;
  • местные муниципалитеты.

Администрация Президента, Государственная Дума, правительство с министерствами – общенациональные организации. Они занимаются выработкой внешней и внутренней политики, вопросами обороны, безопасности, развитием экономики и общества.

Структуры, в которых чиновников назначает и оплачивает их труд государство, относятся к госслужбе. Если должность существует за счет местного бюджета, сотрудник является муниципальным служащим.

Каждый уровень имеет свою исполнительную власть, судебные инстанции и законодателей.

Государственные и муниципальные сотрудники участвуют в программах повышения квалификации руководящих кадров. Периодически проходят аттестацию. Знания и навыки в схожих областях деятельности позволяют чиновникам переходить с одного уровня на другой.

Частные компании и другие предпринимательские структуры

Специальность управления госструктурами пользуется спросом в деловом мире. Опытные чиновники знают все тонкости законодательства, делопроизводства, технологию принятия решений властью. Такая информированность хорошо оплачивается при переходе сотрудника в частную компанию.

Навыки руководителя, полученные на госслужбе, эффективно используются для организации работы бизнес-структур.

Выпускники факультетов ГМУ осуществляют функции связи с местными органами власти, общественностью, занимаются вопросами государственного инвестирования.

Научно-образовательная работа, а также аналитические и консалтинговые центры

В научно-исследовательских институтах, учреждениях культуры, учебных заведениях, которые финансируется из бюджета, специальность ГМУ нужна для качественного администрирования в областях:

  • кадров;
  • материальных потоков;
  • межнациональных и международных отношений;
  • финансов и инвестиций;
  • связей с общественностью;
  • планирования организаций.

Полученные в вузах умения анализировать информационные массивы, знание российского и международного правового поля, налогового законодательства позволяют после окончания учебы работать в аналитических центрах и оказывать консультационные услуги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: