Как стать репетитором: с чего начать, советы от профессионалов

учитель в школе ведет урок
Источник фото freepik

Школьный учитель – это сложная и востребованная профессия, требующая определенных личностных качеств. Работа в школе требует от педагога терпения, развитых коммуникативных способностей, любви к детям и к своей профессии.

Чем занимается учитель в школе

Школьный учитель – это педагог с высшим образованием

, который готовит и проводит уроки в школе. Трудовая деятельность преподавателя подразумевает выполнение следующих обязанностей: воспитание и просвещение школьников, проведение внеклассных мероприятий, выставление оценок, подготовка отчетов и пр.

По своей специализации учителя подразделяются на:

  • педагогов начальных классов;
  • педагогов-предметников (преподаватели русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, музыки и пения, изобразительного искусства и т.д.).

Получить начальное образование и работать в 1-4 классах можно, окончив педагогический колледж. Чтобы стать преподавателем по одному из школьных предметов, необходимо получить высшее педагогическое образование.

Работа школьным учителем – это призвание, так как недостаточно просто стать специалистом в этой сфере. Профессионалами становятся только те, кто получает удовольствие от общения с детьми и любит свою профессию.

Чем занимается учитель
Источник фото: freepik

Какими качествами должен обладать школьный учитель

По выполняемым обязанностям деятельность школьного учителя многогранна. Чтобы вести трудовую деятельность, преподаватель должен обладать следующими личностными качествами:

  • организаторскими способностями (умение организовать класс, выстроить гармоничные, доверительные отношения между учащимися);
  • дидактическими способностями (умение подготовить материал к занятиям, грамотно преподнести информацию ученикам);
  • коммуникативными способностями (умение выстроить долгосрочные отношения с детьми, родителями, коллегами).

Школьный учитель должен хорошо разбираться в психологии детей, видеть проблемы школьников и помогать справляться с ними, искать индивидуальный подход к каждому ученику (в обучении и воспитании). Педагог – это пример поведения для учащихся, поэтому задача учителя — положительно влиять на школьников и развивать высокие моральные качества учащихся.

Профессиональные требования к школьному учителю

При приеме на работу учителя, работодатель обращает внимание на следующее:

  • опыт работы;
  • образование;
  • категория (молодой специалист, первая или высшая категории);
  • квалификация;
  • разряд;
  • личные качества.

Подробно составленное резюме позволяет руководителю оценить будущего сотрудника и определить, какие обязанности учитель сможет выполнять в школе. Чем больше учитель вовлечен в школьную жизнь, тем выше у него заработная плата.

Признание

Любимая работа должна приносить моральное удовлетворение, осознание ее значимости. И это как нельзя более подходит для преподавателя.

8.

Благодарность учеников, эмоциональная отдача. Дети всегда замечают увлеченность педагога. Любимые учителя запоминаются на всю жизнь.

9.

Уважаемый и значимый труд. Несмотря на падение престижа профессии, работа учителя всегда будет пользоваться уважением. Большинство людей осознает тот удивительный вклад, который вносят преподаватели.

10.

Учитель всегда молод, ведь его окружают дети и подростки. Педагог в курсе увлечений современной молодежи, не стареет душой. Это помогает сохранять энергию и радость жизни.

Работа преподавателя способна приносить истинное удовольствие, если подходить к ней самоотверженно, творчески и с душой.

Права и обязанности учителя в школе

Школьный учитель — это наставник и воспитатель. Помимо обучения детей определенной школьной дисциплине, он должен уметь находить общий язык с ними, развивать моральные качества и творческие способности учащихся и пр. Учитель в школе имеет множество прав и, соответственно, обязанностей. Ниже они будут перечислены.

Согласно конституции РФ и ТК РФ, к основным правам учителя в школе относятся:

  • Защита профессиональной чести и достоинства.
  • Участие в управлении школой.
  • Свобода выбора методик обучения и воспитания и т.д.

Основными обязанностями учителя начальных и старших классов в школе являются:

  • проверка школьных тетрадей, контрольных и лабораторных работ, внеклассной работы учащихся;
  • соблюдение порядка в классе (дисциплина на уроках, контроль поведения учащихся на переменах);
  • выставление оценок (оценка работы на уроке, проверка домашних заданий, оценка успеваемости школьника за четверть и за год);
  • обучение предмету в соответствии со специализацией (ведение уроков, подготовка наглядного материала);
  • подготовка календарных планов, школьных отчетов учителей;
  • участие в педагогических собраниях;
  • организация внеклассных мероприятий и пр.

Если учитель исполняет эти обязанности в школе, то это гарантирует высокую успеваемость его подопечных. Чтобы стать профессионалом, нужно любить свой предмет и получать удовольствие от общения с детьми.

Права и обязанности учителя и ученика
Источник фото: jcomp/freepik

Плюсы и минусы профессии учителя

У профессии учителя много и плюсов, и минусов, вообще, зависит от человека, что он хочет видеть — этот самый плюс или минус. С детьми никогда не скучно, ты всегда в курсе всех новостей, всех новинок, владеешь молодежным сленгом и т.д.

Выбрав профессию учителя, позаботьтесь о своих ногах и удобной обуви, так как на работе особо не посидишь. На уроке — к каждому подойди, проверь, правильно ли ребенок решает, на перемене — в учительскую – сдать или взять журнал, в течение дня – проверить, все ли дети на месте, сводить в столовую на обед, зайти расписаться в каком-нибудь приказе, подготовить доску для следующего урока, а если кабинет на третьем этаже, а учительская на первом, то перемена превращается в кросс!


Усталость после работы

На работе очень быстро устаешь, приходишь домой — и ничего не хочешь, только спать. На своих детей времени мало, муж также остается почти без внимания. Тяжело. Конечно, если вы не фанат своей работы, то можете относиться к этой работе совсем по-другому. Но, как показывает практика, в этой профессии надолго задерживаются лишь те, кто самоотверженно жертвует собой, своим здоровьем ради тех, кто, возможно, и на улице не поздоровается, встретив любимого учителя через пару лет.

Мы, учителя, работаем не за деньги и не ради большинства тех, кто нас не уважает, а ради тех единиц, которые любят нас, и став Людьми с большой буквы, придут на очередной вечер встречи с выпускниками и скажут долгожданное: “Спасибо вам за все, что вы для меня сделали!”. Вот такие мы чудаки! Присоединяйтесь!

Как получить профессию «школьный учитель»

Чтобы стать школьным учителем, необходимо получить педагогическое образование, так как есть определенные стандарты в обучении, без которых невозможно качественно передавать знания подрастающему поколению. Диплом педагогического колледжа позволяет работать учителем начальных классов (обучение длится 3-4 года). Получить работу педагогом по школьному предмету можно, окончив высшее учебное заведение (4-6 лет).

В обязанности учителя начальных, средних и старших классов в школе, входит постоянная переподготовка, подтверждение или повышение квалификации. Это необходимо, так как позволяет получать новые знания и внедрять современные программы обучения.

Многие педагоги получают дополнительное образование дистанционно, проходят курсы для углубления своих знаний и улучшения навыков.

Учителя, которые с отличием выполняют свою работу в школе, имеют право на повышение. Это правило действует и в обратную сторону — директор школы может снова работать с детьми в качестве учителя. Карьера учителя непосредственно зависит от профессионального роста. Учитель высшей категории со стажем работы имеет право претендовать на должность завуча или директора в своей школе.

Положительные моменты

1. Интересная работа. В классе постоянно что-то происходит, иными словами «жизнь кипит». Классному руководителю всегда нужно быть в курсе событий, хорошо понимать свой класс и то, чем он живет.

2. Длинный отпуск. Зачастую, у представителей других специальностей отпуск всего 28 дней в году, тогда как у учителей отпуск 56 календарных дней. И преимущественно, в летний период. Когда у детей каникулы, учитель тоже становится немного по-свободнее в плане своей работы.

3. Работа заканчивается не в позднее время. Тоже своеобразный плюс. Хотя и понятие «поздно» у каждого может быть свое, но редко, когда учитель сидит в стенах школы до 9 часов вечера. Чаще всего, он освобождается от работы уже ближе к 5 часам вечера, а, порой, и раньше.

4. Социальный пакет и официальная работа. А это влечет за собой множество «плюсов», таких, как пенсионные отчисления и «прозрачную» оплату труда.

5. Возможность раньше выйти на пенсию. Проработав в школе определенное количество лет, учитель может стать пенсионером чуть быстрее, чем представители иных специальностей. Это приятный бонус, ведь небольшой процент профессий может этим похвастаться.

6. Престиж. Что бы не говорили в последнее время, но профессия учителя остаётся достаточно уважаемой в обществе. Ведь люди понимают, что работа с детьми очень ответственная и нелегкая и для того, чтобы работать с ними нужно иметь доброе сердце и ясный ум.

Где искать работу учителем

Многие студенты идут работать в школу, параллельно обучаясь заочно в магистратуре. Некоторые из них выбирают учебные заведения, которые оканчивали сами. Искать работу можно, самостоятельно посещая различные государственные и частные школы и предлагая свою кандидатуру, просматривая интернет-сайты с актуальными вакансиями.

Некоторые студенты остаются работать в школах, где проходили педагогическую практику (на 3-ем курсе института). Чтобы этот вариант сработал, требуется за время практики проявить себя, как квалифицированного сотрудника (проявить все свои умения и навыки, чтобы заслужить уважение других учителей).

Искать работу необходимо в течение учебного года (до мая)

, так как летом работодатель может быть в отпуске. Получить место в школе могут и молодые специалисты без опыта работы, но с дипломом, так как стать школьным учителем без него невозможно.

Сколько зарабатывают школьные учителя

В России зарплата школьного учителя складывается из количества отработанных часов, квалификации, выполнения дополнительных обязанностей (ведение классного руководства и пр.). На оклад преподавателя влияют регион, выбор учебного заведения (государственная или частная школа, лицей и пр.), специализация (насколько редким и востребованным является предмет обучения).

Эта профессия очень востребована

, согласно сайтам по поиску специалистов, по стандартной ставке учителя в школе требуются работники на зарплату от 20 до 50 тысяч рублей.

Не всегда удается узнать, сколько стоит рабочий день педагога, и сколько часов нужно отработать, чтобы получить одну ставку учителя в школе. Но Трудовой Кодекс сообщает о том, что учитель не может работать в неделю более 36 часов. Сокращенная рабочая неделя установлена законодательно. Получается, что выработка учителя школы на ставку в часах не может превышать 7,2 часа в день.

Узнать, сколько платят учителям в школе, можно на любом сайте по поиску сотрудников, в центре занятости или в самой школе.

Хорошо ли быть учителем английского?

Если посмотреть вакансии учителей в газетах бесплатных объявлений — около половины из них окажутся на тему: Ищем преподавателя английского.

Английский — foreva!

Хороший педагог требуется многим: бизнесменам, юристам, экономистам, журналистам, студентам… По прогнозам ученых, к 2015 году половина населения планеты будет говорить на английском. Вторая изучать.

Свободное владение иностранным языком — пропуск в мир больших возможностей для специалистов самых разных областей. И доказательства не требуются. Он необходим людям всех возрастов. Практически в каждой средней школе это обязательный предмет. Только в Москве 200 лицеев с углубленным изучением иняза. В любом районе города работают лингвистические центры, предлагающие разнообразные программы: от экстерна за неделю, до трехгодового обучения. И главная фигура в этом водовороте учитель английского языка.

В борьбе за «хлебное» место

Однако, сами педагоги относятся к такому ажиотажному спросу скептически. Несмотря на большую популярность, зарплаты в государственных школах и вузах даже в столице около 5 — 6 тыс рублей (не говоря уже о регионах). Сумма действительно восторга не вызывает. Плюс нередко, мягко говоря, нездоровая атмосфера в школьных коллективах, зависть коллег к более благополучным. Конечно, есть разные учебные заведения и ситуации, но

Тем не менее на рынке труда складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны считается, что квалифицированных учителей иностранного даже в спецшколах не хватает, — рассказывает Анастасия Ерошина, преподаватель частной школы. — С другой, все хорошие места заняты и устроиться не так просто. Моя подруга в августе решила сменить школу, но не смогла найти работу в том же районе, несмотря на высшую квалификацию и множество различных сертификатов.

Так в чем же дело? Может быть миф о несчастной доли учителей раздут до невероятных размеров?

Язык — недорого!

На самом деле — никаких парадоксов. В этой среде огромная конкуренция и новички вливаются в теплый коллектив с большим трудом. В государственных школах учителя набирают себе как можно больше учебных часов, тем самым заметно увеличивая зарплату. Конечно, старожилы не в восторге от прихода молодых коллег, с которыми придется делиться.

В частных школах оклад учителя выше: от 400-1000$. Но сумма также зависит от количества учебных часов, квалификации преподавателя и престижа самого учебного заведения.

Вот и получается, чтобы преодолеть все подводные течения, молодому специалисту уже к окончанию вуза необходимо быть профессионалом. Да, сложно. Но по-другому бывает редко. Важно не только попасть, но и удержаться. И удерживаются, и карьеру делают. Тем более, что в последнее время поле деятельности для активного учителя иностранного значительно расширилось. Например, в Интернете нередко встречаются вакансии Учебно-лингвистических центров, которым требуются квалифицированные преподаватели английского языка для работы с группами учащихся и зарплатой в среднем от 340 рублей за 1 ак.час. Свободный график, доход в месяц от 200 до 1000$ (в зависимости от престижности центра и наработанных часов) уже совсем неплохо. Приглашают педагогов и компании для работы в офисе с сотрудниками. Правда это для людей с железными нервами.

Основная проблема — хроническая нехватка времени у корпоративных студентов, — рассказывает Ольга Борисова, преподаватель, — Они постоянно работают. Как договаривались, бежишь в офис к шести, а они либо бюджет считают, либо что-то срочно переделывают и т.д. На урок являются в состоянии полного анабиоза. Домашнее задание выполняют на ходу. Мало того, бывали случаи, когда приходили толпой и просили отменить на сегодня занятие — устали, день был сложный и т.д. А потом, когда у них ничего не получается, начинают коситься с обидой, как будто это я виновата , что дома задания не делаются, никто ничем не интересуется.

Место под солнцем

Многих педагогов выручает репетиторство. Нередко, такой вид работы становится основным. Всем известно хорошие репетиторы на вес золота не только в переносном, но и буквальном смысле. Опытный педагог может зарабатывать до 100$ в час. Несмотря на цену, родители их передают с рук на руки. Но и здесь очень большая конкуренция. На практике репетиторством занимаются все, кому не лень.

Законопослушный учитель обязан зарегистрироваться как частный предприниматель и платить государству налог в размере 6% от доходов, вести книгу доходов и раз в квартал сдавать отчёты в налоговую инспекцию по месту жительства. Но в 99% случаев этого не происходит, не выгодно, если учесть, что большая часть быстро бросает хлопотное занятие. Впрочем, свободную нишу пытаются заполнить следующие. Я хотела заняться репетиторством, — рассказывает Елена Б. — Пробовала в газеты подавать объявления, но подруга напугала позвонят из органов , устроят проверку. Не хочешь официально быть частным предпринимателем, лучше нарабатывай клиентуру через знакомых. А как ее наработаешь? Проводила уроки с одним мальчиком, получалось плохо. Больше меня никому не рекомендовали. Так и не вышло из меня репетитора.

Вывод однозначен: чтобы занять свое место (не последнее) в этой армии, уметь претворять на практике стратегию и тактику изучения языка, быть способным обучить в течение самого краткого времени последнего двоечника недостаточно. Необходимо еще и знать законы. Тем более, что регистрация предусматривает право выдавать свои сертификаты (удостоверения) слушателю о прохождения курса с фиксированным результатом. Можно заключать договоры с организациями, перечислять деньги по безналичному расчёту.

Высший пилотаж профессиональной карьеры педагога в России — открытие собственного лингвистического центра или даже института. У всех на слуху Школа Игоря Шехтера , Школа Галины Китайгородской Но это уже фирма, требующая от руководителя наряду с педагогическим талантом, способности менеджера.

Не хотите быть управленцем? Попробуйте сделать научную карьеру. Многие педагоги изобретают авторские методики, пишут новые учебники.

Будни профессионала

Иван Лазарев, учитель английского языка, частной школы Наследник :

В этой профессии карьеру может сделать только по-настоящему увлеченный человек. В обратном случае, ему вряд ли удастся заинтересовать учеников.

Для меня английский — способ восприятия мира. Дома, вместе с отцом и братом (они тоже педагоги) мы говорим не столько на английском, сколько о самом языке. Английским я увлекался еще в детстве. Много читал, слушал песни. Сейчас все это помогает в работе.

Когда закончил лингвистический институт, пошел работать в частную школу. Проблемы здесь больше творческого характера. Негосударственное образование практикует индивидуальный подход к ребенку. Но способности то у всех разные! Один учиться — хуже, другой — лучше. Мне нужно сбалансировать урок таким образом, чтобы было интересно и доступно всем.

Есть и те, кто вообще не желает учиться. Таких не растормошить, рисуя забавных слоников на доске, и прочей бутафорией . Пытаюсь для начала разобраться — что им по-настоящему интересно: любимый артист, музыка, книги, возможная поездка за рубеж?

Не устаю повторять ученикам: язык- это спорт и чудес здесь не бывает, если не тренироваться постоянно. Лексика, грамматика и произношение — три вида приемов , которыми нужно овладеть в совершенстве. Гипноз, 25 кадр полная чушь. Многое зависит от самого ученика. Педагог лишь направляет. Чтобы дети поверили в тебя и свои силы нужно уметь подать информацию, сымпровизировать Учитель тот же актер. Ты всегда готов, есть план, но постоянно приходится сталкиваться с непредвиденными ситуациями. Обязательно кто-то что-то забыл, не выучил, не пришел.

Вспоминаю свой первый урок. Волновался, конечно. Но в классе, как на ринге: бояться некогда, надо работать.

Сейчас, приходя в новый класс, в первую очередь стараюсь узнать о ребятах побольше — кто они, чем увлекаются. Делить учеников на любимых и нелюбимых абсолютно неприемлемо! Сам школьником, частенько встречался с подобным подходом . Конечно, бывает непросто, ведь процесс обучения — это постоянное столкновение разных позиций, характеров. Сколько сил и нервов требуется, чтобы удержать учеников в руках, не дать им распуститься . А с другой стороны и давить слишком сильно нельзя, иначе потеряешь доверие, тебя тут же запишут в тираны . Большая ошибка думать, что ты все знаешь, выучил, понял… В этой профессии, прежде всего, работаешь над собой. Каждый день! Все время. По-другому здесь нельзя.

СЛУХИ И ФАКТЫ

Учитель английского вряд ли найдет себе применение в других сферах. Напротив. С хорошим знанием иностранного реально найти вакансию, скажем, переводчика. Можно устроится гидом-переводчиком в туристическую компанию, или секретарем-референтом в крупную фирму.

Преподавание иностранного языка в школе и в вузе по сути одинаково.

По мнению самих учителей — в школе труднее. Заинтересовать, заставить ребенка заниматься сложнее, чем взрослого. И профессиональный уровень педагога- школьника должен быть не хуже, чем у вузовского преподавателя.

Отработал раз методику преподавания — и учи по ней из года в год

В каждой профессии есть своего рода таблица умножения, без которой не обойтись. Для учителя — это план, структура урока, методы подачи материала, организация обратной связи. Другое дело, что любую методику все равно каждый раз приходиться адаптировать к конкретному классу. И находить при этом свежие, оригинальные способы подачи материала, игровые формы занятий и т. д.

Многие учатся, но мало кто работает по специальности

Желающих учиться на факультетах иностранных языков очень и очень много. Это хорошее образование, особенно для девушек. И большая часть, уже изначально, поступая в вуз, не собираются работать по специальности. С другой стороны, если взять экономические факультеты, юридические и уж тем более факультеты психологии, разве все, получив диплом становятся специалистами по профилю? И педагогика не исключение.

Источник: Евгений Колодин Журнал Куда пойти учиться , 38 от 26.09.2005 г.

Похожее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: