«Особенности работы социального педагога с различными категориями детей»


Социальный работник

Представитель этой профессии помогает в быту, оказывает моральную и правовую поддержку социально незащищенным группам населения:

  • пенсионерам;
  • детям-сиротам;
  • инвалидам;
  • многодетным матерям;
  • малоимущим семьям;
  • беженцам и др.

Специалист этой профессии социального профиля:

  1. Составляет список людей, нуждающихся в бытовой, моральной или правовой помощи
  2. Предоставляет им информацию о правах и возможностях
  3. Помогает оформлять документы
  4. Решает вопросы бытовой сферы: ходит в магазин, аптеку, готовит еду, убирает
  5. Оказывает психологическую поддержку, помогает наладить отношения с родственниками
  6. Оказывает несложную медицинскую помощь
  7. Посещает подопечных по графику, ведет отчетность

Соцработник — общественно значимая профессия, востребованная в:

  • органах опеки и попечительства;
  • домах престарелых;
  • детских домах, интернатах;
  • коррекционных и кризисных центрах;
  • учреждениях социального профиля;
  • центрах соцпомощи и соцобслуживания;
  • центрах психологической помощи.

Представитель этой социально значимой профессии может:

  • занять руководящую должность в организации;
  • предоставлять частные услуги няни, сиделки, помощника по дому.

Сервис Russia.trud.com предлагает более 1 млн. вакансий для социальных работников. 144 тыс. объявлений — со сменным графиком. 12 тыс. вариантов трудоустройства — с частичной занятостью.

На ru.jooble.org — 30 589 объявлений от частных лиц о поиске няни. 88 383 человека ищут сиделку. Более 4 900 людей — помощника по хозяйству.

Средняя зарплата соцработника в России — 20 555 ₽ в месяц. В Москве специалист получает 35 657 ₽, в Санкт-Петербурге — 31 137 ₽.

По данным сервиса Pomogatel.ru, услуги няни в Москве стоят от 150 ₽ до 1000 ₽ в час. Стоимость услуг сиделки на Profi.ru варьируется от 150 ₽ до 1570 ₽ в час.

Скриншот сайта Profi.ru

История профессии

Люди издавна живут в социуме, и практике помощи слабым и немощным уже тысячи лет. В глубокой древности у разных народов функции утешения и поддержки выполнялись жрецами и волхвами. Позже, с принятием на Руси христианства заниматься такой деятельностью стали монахини, в обиход вошли слова «милосердие» и «благотворительность». Да и сами члены общины часто проводили «совместные помочи» – толоки, чтобы коллективными усилиями быстро вырубить лес и построить дом для погорельца, запасти на зиму сена для безлошадных селян, оказать помощь по хозяйству вдовам, сиротам и солдаткам.
В XVIII веке при правлении Екатерины II начала развиваться система государственного призрения, создавались воспитательные дома для сирот и училища для бедных. Их сотрудники получали за свою деятельность заработную плату, поэтому можно говорить, что возникла профессия социальный работник. В советские времена появился целый ряд организаций (Фонд соцстрахования, Пенсионный фонд, общества слепых и глухих), призванных помогать незащищенным группам населения. В современной России институт социальных работников был утвержден в 1991 году, когда эта специальность была прописана в официальном перечне профессий.

Социальный педагог

В профессии социального профиля включают социального педагога. Его деятельность связана с психологической и юридической поддержкой детей и подростков.

Группы подопечных социального педагога:

  • инвалиды;
  • сироты;
  • дети из неблагополучных семей;
  • дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и др.

Обязанности в этой профессии социальной сферы:

  1. Защита прав ребенка
  2. Обеспечение комплексной социальной и психологической помощи
  3. Выявление физических и психических отклонений подопечного
  4. Изучение социальных и бытовых условий жизни и деятельности ребенка
  5. Помощь в получении пособий и компенсаций, льгот, жилья
  6. Профориентационная работа
  7. Разработка программ адаптации детей в обществе
  8. Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка

Представители этой социально значимой профессии работают в:

  • частных и государственных школах;
  • колледжах, техникумах, училищах;
  • школах-интернатах;
  • детских домах;
  • учреждениях социальной сферы;
  • коррекционных и образовательных центрах;
  • благотворительных организациях.

Карьера:

  • начальник отдела в государственном или муниципальном учреждении;
  • открытие собственного центра помощи детям;
  • оказание частных услуги няни, психолога.

На hh.ru — 1 083 вакансии для специалистов этой социальной профессии, на Russia.trud.com — 8 488 вариантов трудоустройства.

Зарплата социального педагога в России — 18 777 ₽ в месяц. В Москве она достигает 40 391 ₽, в Новом Уренгое — 35 750 ₽, в Южно-Сахалинске — 27 124 ₽.

Скриншот сервиса Russia.trud.com

Лекция 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: рассмотреть

социальную работу как систему деятельности.

Основные понятия

Система социальной работы, объекты и субъекты социальной работы, институты социальной работы, индивидуальный уровень социальной работы, групповой уровень социальной работы, социально-административный уровень социальной работы, сферы социальной работы.

Как любой вид деятельности, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой связан с другими и выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами.

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную систему, состоящую из следующих элементов (компонентов):

  • объекты и субъекты социальной работы;
  • институты социальной работы;
  • основные сферы социальной работы;
  • методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы

в ее широкой трактовке, по мнению В. П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутри- личностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни клиента и его личности позволяет ему более четко определить характер необходимой помощи.

Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  • клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  • клиент должен видеть в социальном работнике специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  • клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опыта, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  • сфера производства;
  • сфера здравоохранения;
  • сфера образования;
  • сфера культуры;
  • культурно-досуговая сфера;
  • силовые структуры;
  • пенитенциарная система;
  • социально-этническая среда;
  • сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы

могут выступать:

  • организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
  • общественные, благотворительные организации и их учреждения;
  • специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов;
  • преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений;
  • научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на федеральном уровне выступает Министерство здравоохранения и социального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Содержание социальной работы на федеральном уровне определяется законодательной и социальной политикой государства в

масштабе всей страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более содержательный характер. Местный уровень определяется адресной социальной деятельностью.

Среди субъектов социальной работы можно выделить административно-управленческие структуры, которые на различных стадиях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных общественных объединений на местах, которые активно решают социальные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы

включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется помощь населению (официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно-общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (формализованные институты социальной работы) относят: государственные институты социальной защиты населения, образование, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать содействие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы — на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориальных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений — оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить характер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных программ. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы

— это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки населению. Так,
социальная работа в здравоохранении
направлена на профилактику распространения различных заболеваний, включает мероприятия по организации медико-социальной экспертизы и другие виды социальной работы в здравоохранении. Приоритетным направлением медико-социальной работы является реабилитация больных, т. е. комплекс медицинских, социально- экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, восстановление функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека.

Показатели здоровья населения проявляют себя как важнейшие индикаторы уровня социально-экономического развития страны. Целью социальной работы в здравоохранении является Достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения для создания реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры.

Осуществление социально-медицинской работы требует от специалистов более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области социально-медицинской помощи, включая разные аспекты сохранения и восстановления здоровья, его профилактики, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение в социально-медицинской работе отводится первичной, вторичной и третичной профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний. Первичная профилактика включает систему мер предупреждения возникновения риска заболеваний (вакцинация, организация качественного питания, оздоровление окружающей среды и др.). Вторичная профилактика, проводимая социальными работниками совместно с другими специалистами, предусматривает следующие мероприятия: динамическое наблюдение за здоровьем населения, организацию своевременной медико-социальной помощи. Третичная профилактика — это комплекс мер по реабилитации больных, инвалидов, утративших возможность полноценной жизнедеятельности, для обеспечения условий интеграции в общество.

В настоящее время наиболее активно социальная работа развивается в области психиатрии, наркологии, онкологии, планирования семьи.

Социальная работа в Вооруженных силах

характерна для большинства стран. Ее функции постоянно усложняются, сфера социальных услуг и социальной помощи увеличивается (от ускорения возвращения в строй госпитализированных солдат до проведения консультаций в период отбора новобранцев на призывных пунктах). Основными направлениями в деятельности социальных работников в настоящее время являются: помощь в кризисных ситуациях лицам из группы повышенного риска, информационносправочные услуги, организация психолого-социальной работы в воинских коллективах, анализ случаев алкоголизма, наркомании, насилия, агрессии и т.д., консультации командиров и офицеров. Социальная работа проводится с допризывной молодежью, военнослужащими срочной службы, военнослужащими по контракту и их семьями, с уволенными в запас, с военными пенсионерами и их семьями по вопросам социальной защиты, охраны прав, предоставления широкого спектра социальных услуг.

Социальная работа в сфере производства

включает следующие мероприятия социальной политики: заключение трудовых договоров, обеспечение функционирования системы социального обеспечения на предприятии, медицинского страхования, реализация социального плана, составление социальных паспортов, оказание социальной помощи семьям работников, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда в производственных коллективах.

Сфера образования

включает в себя все виды и формы обучения, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями. В различных учреждениях системы образования в настоящее время работают социальные работники и социальные педагоги. Социальный педагог — это специалист, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности и семьи, общества, призванный способствовать повышению педагогической

культуры и обеспечивать защиту прав ребенка и семьи.

Социальная работа активно развивается в сфере культуры

(организация отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности), в пенитенциарной системе (исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушения), в сфере бытового обслуживания населения, в социально-этнической среде и т. д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и слоев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы

с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для решения задач социальной работы. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы (рис. 5).

На микроуровне

социальная работа строится на основе
за
просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь социальная работа рассматривается в большей степени как практическая психосоциальная деятельность.

На мезоуровне

реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления.

Рис. 5. Уровни практической социальной работы

Она разворачивается на базе профильных социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание проблемных групп населения. Данный уровень предполагает ее совмещение с территориальной социальной политикой, направленной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба.

Приоритеты социальной поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целенаправленного влияния на формирование и реализацию социальной политики на всех уровнях (от муниципального до федерального) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализации социальных программ обеспечивается взаимодействием государственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным администрированием, с решением вопросов законодательного характера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важнейшими направлениями деятельности являются:

  • обеспечение должного уровня благосостояния населения;
  • развитие системы социального обслуживания;
  • профилактика социальных отклонений и патологий;
  • проведение социально-политических акций, направленных на регулирование общественных отношений в ситуациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на общественные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализации профилактических мер по их предупреждению.

Важной сферой деятельности социальных работников становится оказание чрезвычайных мер, включая помощь населению так называемых зон социально-экономического неблагополучия. Для данных территорий разрабатываются социально-реабилитационные программы, имеющие целью оздоровление социально-экологической среды, оказание помощи пострадавшему населению.

Таким образом, социальная государственной (советская модель социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно –общественную.

Таким образом, к факторам воздействия на развитие современной социальной работы можно отнести:

  • процессы глобализации — взаимозависимости государств, сходности социальных проблем и различных форм и методов их решений;
  • процессы институционального закрепления социальной работы в большинстве стран мира;
  • развитие социальной работы как области научного социо-гуманитарного знания, которое объединяет достижения теории и практической деятельности по оказанию помощи нуждающимся;
  • интернационализацию обучения социальной работе или обобщение лучших образовательных практик подготовки социальных работников.

В системе общественных отношений социальная работа выступает как целостный самостоятельный социальный институт, который имеет свои особенности, обусловленные организационно правовыми формами, существующими в конкретной общности или государстве в определенный исторический период.

Список используемых источников:

  1. Курбатов В. И., Социальная работа: учеб. пособие. — М., 2014.
  2. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М., 2012.
  3. Павленок П. Д., Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. — М., 2014.
  4. Социальная работа: история, теория, технологии (научная школа профессора Е.И.Холостовой). — М., 2014.
  5. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е.И.Холостова, Р. С. Сорвина. — М., 2012.
  6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. — М., 2014.

Вопросы и задания

  1. Обоснуйте целесообразность рассмотрения социальной работы как целостной системы.
  2. Дайте содержательную характеристику каждого элемента социальной работы как деятельности.
  3. Перечислите уровни практической социальной работы и раскройте их задачи.
  4. Перечислите объекты социальной работы.
  5. Назовите институты социальной работы.

Темы для докладов и рефератов

Системный подход в социальной работе.

Институты социальной работы.

Содержание современной социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами.

Специалист по медиации и правам ребенка (медиатор)

Медиатор помогает людям мирно решать споры: семейные, трудовые, имущественные и т. д. Деятельность школьного медиатора направлена на улаживание конфликтов между:

  • детьми;
  • учителями и детьми;
  • родителями и учителями.

Эта должность появилась в России недавно, но уже вошла в общественно значимые профессии. Создание школьных служб медиации рекомендовано Минобрнауки в Письме от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Обязанности специалиста по медиации и правам ребенка:

  1. Оценка конфликта
  2. Контроль общения сторон
  3. Контроль взаимодействия участников конфликта
  4. Поддержание корректных отношений между сторонами
  5. Психологическая поддержка участников конфликта
  6. Помощь в выработке договоренности
  7. Обучение навыкам ведения переговоров
  8. Защита прав детей
  9. Проведение уроков по конструктивному решению конфликтов

Медиатор — одна из социальных профессий, востребованная в:

  • частных и государственных школах;
  • учреждениях среднего профессионального образования;
  • центрах медиации и права;
  • юридических организациях.

Карьера:

  • частные услуги по разрешению споров
  • открытие центра по урегулированию социальных конфликтов

Сервис Russia.trud.com предлагает 1 672 вакансий для специалистов по правам ребенка.

По данным Wordstat.Yandex, услуги медиатора в Яндексе ищут 354 раза в месяц, а помощь по защите прав ребенка — 637.

Скриншот сервиса Wordstst.Yandex

По данным Ассоциации «Лига Медиаторов», консультация по решению неимущественного социального спора стоит от 1 500 ₽, участие в переговорах — от 20 000 ₽.

Скриншот сайта Ассоциации «Лига Медиаторов»

Краткое описание

Социальный работник

– это специалист, который
помогает незащищенным слоям населения
(например, одиноким пожилым, инвалидам, сиротам, многодетным семьям). Люди, о которых заботится социальный работник, называются подопечными. Основная задача социального работника –
улучшение материально-бытовых условий
жизни подопечных, психологическая поддержка, обеспечение социально-правовой защиты. Специалист обеспечивает подопечных продуктами питания, занимается уборкой и приготовлением пищи, покупает лекарства, ходит в поликлинику за рецептами на лекарства и результатами анализов, посещает подопечных в больнице. Социальный работник занимается сбором документов для различных государственных учреждений, добивается назначения льгот и субсидий. Кроме того, специалист
проводит консультации
по правовым, психологическим и педагогическим проблемам, а также предлагает
пути преодоления трудных жизненных ситуаций
. Например, предлагает родителям ребенка, имеющего трудности в обучении, перевести его в специализированное учебное заведение.

Также в обязанности социального работника входит отслеживание и выявление нуждающихся

в помощи людей. Помимо этого, социальный работник может заниматься и
работой с молодежью
: проводит профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, организует помощь молодым семьям, выявляет и решает проблемы молодежи в области трудоустройства.

О профессии Специалиста по социальной работе

Работает на предприятиях, в отделах соцзащиты, службах занятости, в общественных организациях. Обязанности специалиста: выявление нуждающихся в социальном обслуживании граждан, организация материально-бытовой помощи гражданам, консультирование по правовым вопросам, по вопросам получения льгот, а также оформление документов. Специалист по социальной работе должен уметь находить контакт с разными категориями населения.

Работает на предприятиях, в отделах соцзащиты, службах занятости, в общественных организациях. Обязанности специалиста: выявление нуждающихся в социальном обслуживании граждан, организация материально-бытовой помощи гражданам, консультирование по правовым вопросам, по вопросам получения льгот, а также оформление документов. Специалист по социальной работе должен уметь находить контакт с разными категориями населения.

Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным материям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжелыми недугами, алкоголикам и наркоманам, а также бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими и техногенными катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья, работы, веры в свои силы и будущее.

Поддержка и помощь людям

Социальный работник должен максимально приблизить жизнь и ее образ у своих подопечных к стандартным условиям. Для того, чтобы люди смогли комфортно чувствовать себя в обществе, социальный работник выясняет возможности и желание участия людей в общественной жизни.

В случае необходимости сотрудник, согласно указаниям специалистов, может выполнять технические функции. Это покупка и доставка необходимых вещей и продуктов, доставка одежды в прачечную и оказание первой доврачебной помощи.

Если это нужно, сотрудник социальной службы может проводить беседы, работать с людьми и наблюдать за жизнью подопечных. Труд сотрудника тарифицируется по трем-пяти разрядам и может определяться по медицинским, социальным и другим критериям.

Колледж соцработников: как поступить, конкурс, проходной балл

При поступлении в колледж нужно выдержать внутренние экзамены. Но есть и хорошая новость: не придется сдавать ЕГЭ и ОГЭ. А в некоторые колледжи можно поступить вообще без экзаменов, зачисление ведется на основе аттестата о законченном среднем образовании.

В большинство колледжей и техникумов можно поступать как после 9, так и после 11 класса, срок обучения составляет 2 года и 10 месяцев. При желании, после колледжа вы сможете продолжить обучение в вузе по ускоренной программе.

Среди заведений, готовящих социальных работников, есть как государственные, так и частные колледжи. Поступая в государственный ссуз, можно рассчитывать на бюджетное место, а вот в частных колледжах учиться в любом случае придется платно.

При поступлении на бюджет будьте готовы к конкуренции: конкурс во многих колледжах соцработников доходит до четырех человек на место, а проходной балл также колеблется в районе крепкой «четверки».

Колледжи по подготовке социальных работников: Москва и Санкт-Петербург

Официального рейтинга для колледжей в России не существует. Ниже приведем несколько колледжей Москвы и Санкт-Петербурга, предоставляющих возможность обучаться по специальности «социальная работа» на бюджете и платно:
Колледжи по подготовке социальных работников: Москва, Санкт-Петербург

Учебное заведениеПрограммыСтоимость обучения, рублей в год*
Колледж по подготовке социальных работников Департамента труда и социальной защиты населения (Москва)
  • социальная работа;
  • право и организация социального обеспечения;
  • организация сурдокоммуникации.
85 000
Колледж Российского Государственного Социального Университета (Москва)
  • социальная работа;
  • право и организация социального обеспечения.
106 000
Педагогический колледж №18 (Москва)социальная работа135 000
Политехнический колледж городского хозяйства (СПб)
  • социальная работа;
  • право и организация социального обеспечения.
47 000
Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерцииправо и огранизация социального обеспечения.51 000

*Стоимость обучения указана для дневной формы.

Профессия социального работника востребована не только в мегаполисах, так как люди повсеместно нуждаются в поддержке. Для поиска подходящего учебного заведения по вашему месту жительства советуем пользоваться справочниками или электронными сервисами для абитуриентов.

А если вы уже являетесь студентом и сами столкнулись с проблемами в учебе, обращайтесь в профессиональный образовательный сервис помощи учащимся.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: