О роли CTO (главного инженера / технического директора)

Время и обстановка в стране диктуют нам свои правила. Люди осознали значимость удаленных профессий, ведь сейчас даже школьники спокойно относятся к дистанционному формату обучения.

«Удаленная профессия» — уже не звучит как-то странно, это стало нормой нашей жизни. В связи с этим появилось огромное количество онлайн-школ, которые обучают «профессиям будущего». Пройдя различные курсы, можно стать востребованным копирайтером, создателем сайтов, таргетологом, администратором онлайн-школы, куратором или продюсером онлайн-проекта. Список специальностей огромен.

Среди всего многообразия онлайн-школ Вы, конечно, выберете ту, которая привлечет к себе внимание качественной рекламой, интересным дизайном сайта, увлекательными вебинарами, заданиями и другими важными деталями.

Для успешного функционирования онлайн-школы нужна мощная техническая база. Именно этим вопросом озадачены руководители проектов. В статье я рассказываю о специалисте, который помогает с техническими моментами, настраивает их и затем курирует всю техническую часть онлайн-школы. Такой человек называется администратором онлайн-школы или попросту техадмин.

Какие профессии востребованы в сфере edtech и в онлайн-школах?

В настоящее время онлайн-профессии пользуются большой популярностью. Основное их преимущество – это доступность каждому человеку и возможность освоить навыки спустя пару месяцев. Любой желающий может выбрать занятие себе по душе, найти онлайн-школу, которая обучает этому ремеслу, записаться на курс и пройти обучение.

Стремительно развивается сфера ЕdТech, она обладает крепкой технической и методологической основой. Над развитием этого направления трудятся грамотные специалисты, которые должны разбираться в особенностях и возможностях онлайн-образования. Они берут на себя решение рутинных задач, связанных с технической стороной проектов.

Владельцы онлайн-школ не всегда четко понимают, какой именно специалист им нужен. Например, созданием сайта занимается один человек, продвижением в соцсетях и привлечением клиентов – совсем другой. Какие же профессии представлены в сфере образовательных технологий? Давайте разбираться.

  • Продюсер – отвечает за маркетинговую составляющую проекта. Курс должен продаваться, а для этого потенциальные клиенты должны о нем узнать. Какими бы качественными не были знания преподавателей, если школа не продается, то долго она не просуществует.
  • Технический специалист – осуществляет привязку домена, рассылку по e-mail и популярным соцсетям (ВК, Телеграм и т.д.), настройку оплаты, интеграцию с необходимыми сервисами.
  • Копирайтер  — наполняет лендинг (сайт) информационным контентом. Проще говоря, это автор, который пишет продающие тексты, цель которых – привлечь слушательскую аудиторию и познакомить с работой онлайн-школы. Часто ли Вам на электронную почту или в соцсетях приходят рекламные тексты с предложением услуг? Так вот их пишут копирайтеры.
  • Специалист по трафику – создают заявки на марафоны, вебинары и мастер-классы онлайн-школы.
  • Специалист по лендингам – отвечает за эффективный и привлекательный сайт, на который обратят внимание потенциальные ученики. С помощью этого инструмента человек, который определился с выбором, должен суметь зарегистрироваться и оплатить курс.
  • Куратор – это правая рука ведущего преподавателя. Он знает курс изнутри, как все построено, оказывает помощь ученикам при достижении целей: проверка домашних заданий, ответы на вопросы, консультирование.
  • Администратор онлайншколы – отвечает за техническую реализацию проекта. Несмотря на то, что мы поставили эту профессию в конце списка, данный специалист – это ключевое звено в цепочке. На нем держится вся основная часть технической работы онлайн-школы. Это человек, являющийся и правой рукой продюсера / владельца проекта, и техническим специалистом, и наставником по технической части. Без него никакая онлайн-школа не сможет успешно функционировать. Администратор может объединять в себе функции технического специалиста, модератора и в некоторых случаях продюсера. Ниже рассмотрим, какие обязанности выполняет технический администратор.

Обязанности и функции сервисного инженера

В основные обязанности сервисного инженера входит:

  • установка и настройка оборудования и программного обеспечения (ПО);
  • диагностика и решение проблем (ремонт) с оборудованием (послепродажное обслуживание);
  • тестирование оборудования и ПО;
  • обучение персонала работе с оборудованием и ПО;
  • консультации персонала по работе с оборудованием и ПО.

Сервис-инженер отличается от администратора тем, что имеет более обширный список должностных обязанностей. В его основные функции входит устранение разнообразных поломок, постоянный контроль за работой электро оборудования, отслеживание программных ошибок, осуществление ремонта и заказ необходимых для него запчастей.

Специалист в данной области должен уметь доступно объяснять сотрудникам, как работать со всеми компьютерными установками.

Требования к должности сервисного инженера

Наличие высшего технического образования для работы сервисным инженером обязательно. Идеально подойдут люди, окончившие физико-математический или инженерный факультеты. Но перед вступлением на должность необходимо все равно будет пройти специализированные курсы.

Сервисный инженер обязан владеть знаниями об устройстве компьютера, ноутбуков, стационарного оборудования, разбираться в специализированном оборудовании, а так же в специализированном программном обеспечении. Также сотрудник должен иметь навыки тестера и системного администратора.

Качества и навыки настоящего технического администратора онлайн-школы

Администратор онлайн-школы не должен уметь писать программы, заниматься рекламой, писать тексты, придумывать материалы для презентаций, статей и прочего. Стать успешным и востребованным техническим специалистом можно, обладая рядом важных навыков и качеств:

  • ответственность и внимание к мелочам. Бывает так, что программа начинает функционировать некорректно, а дело оказывается, например, в галочке, которая по ошибке проставлена не там, где нужно. Техадмин должен эту галочку отыскать и настроить все правильно;
  • тяга к самосовершенствованию. Сфера EdTech не стоит на месте, программы и сервисы обновляются ежедневно. Грамотный специалист должен ориентироваться в огромном информационном поле, следить за выходом последних версий программ и сервисов, применять актуальные знания в работе.
  • нестандартные пути решения. Задачи, которые ставит заказчик, должны вызывать у техадмина интерес. А если он умеет решать их эффективно и нестандартно, то это выгодно выделит проект среди конкурентов;
  • спокойствие в любой ситуации. Возникновение ошибок – это нормально. Технический специалист должен относиться к ним спокойно. Иногда сервисы работают некорректно, и важная черта для техадмина – спокойно и без паники наладить работу.

Большим плюсом для техадмина будет умение работать с рутинными задачами и адекватно относиться к критике, а самое главное учиться на ошибках своих и чужих.

Администратор не говорит, что он не знает решения, он гуглит, находит и реализует.

Если Вас заинтересовала профессия администратора онлайн-школы, то освоить ее можно с нуля. На начальном этапе достаточно быть уверенным пользователем ПК и обладать технической любознательностью. Всему остальному можно научиться за несколько месяцев, пройдя обучение.

О роли CTO (главного инженера / технического директора)

Меня часто просят определить роль СТО, и я решил поделиться своими мыслями по этому вопросу. Начнём с того, кем СТО не является.

1) СТО – это не инженер. Это не верхушка технологической карьеры, не естественная позиция на пути роста инженера. Это позиция не для тех людей, которым нравится кодить, проектировать архитектуру и разрабатывать технический дизайн.

2) Из первого пункта следует, что СТО не обязательно будет лучшим инженером компании.

Так кто же такой СТО, если не лучший кодер и не венец карьеры инженера? Проблема с определением СТО в том, что если рассмотреть обладателей этой должности, вы увидите много разных личностей. Некоторые – технические со-основатели. Другие – из первых инженеров. Некоторые начинали с неё, другие получили повышение. Одни стали СТО после того, как побыли заместителями по разработке. Кто-то сосредотачивается на людях и процессах разработки, найме. Другие – на архитектуре приложений или на развитии продукта. Кто-то – лицо компании для внешнего мира. Кто-то не занимается отчётами, а кто-то управляет всей разработкой.

Лучшее, что можно придумать: СТО – технический лидер компании на текущей стадии развития компании. Я думаю иначе – СТО должен быть стратегическим техническим исполнительным директором, который требуется компании на текущей её стадии.

Стратегическим: думающим далеко вперёд, и помогающим планировать будущее бизнеса и приобретение того, что сделает это возможным.

Исполнительным: превращать стратегические планы в реальность, разбивая задачу на кусочки и управляя людьми, которые будут её решать.

Так что же делает СТО?

Во-первых, он должен заботиться и понимать бизнес. У него должна быть возможность создавать стратегию в рамках технологии. СТО сначала исполнительный директор, а затем уже технарь. Если у СТО нет места там, где принимают решения, и не понимает, какие бизнес-проблемы стоят на пути у компании, он не сможет управлять технологией компании для их решения. СТО может определить те области, где можно использовать технологию для создания новых решений в бизнесе, которые соответствуют общей стратегии компании. Или же СТО может просто делать так, чтобы технология всегда развивалась, предугадывая и позволяя развиваться компании и продукту.

В любом случае СТО должен понимать, какие основные возможности и риски есть у бизнеса и концентрироваться на них. Если СТО занимается наймом, сохранением сотрудников, процессами, управлением людьми – значит, в данный момент эти вещи очень важны для команды технарей.

У правильных СТО есть ответственность и влияние. Это не значит, что они сильно вовлечены в ежедневное управление – но чтобы реализовывать бизнес-стратегию, нужно правильно расставлять людей для решения проблем. СТО должен оберегать команду технарей от того, чтобы она превратилась в простой инструмент для реализации идей других исполнительных директоров. Он должен заботиться об идеях и запросах самой этой команды.

Сложности начинаются, когда команда вырастает, и СТО начинают нанимать заместителей для управления людьми. Многие передают всю ответственность за управление заместителям, иногда даже отказываясь от отчётов с их стороны. Очень сложно сохранять влияния и эффективность, когда тебе не предоставляют отчёты.

На прошлом моём месте работы весь высший менеджмент из технарей состоял в должности СТО в своей области. Их очень уважали и они были весьма способными в техническом плане. Они понимали бизнес и технические задачи, которые стоят перед ним, и часто вдохновляли команду инженеров и помогали с наймом сотрудников.

Их проблема была в том, что они редко следили за работой команд, потому что технология воспринималась просто как инструмент. У них не было стратегического влияния.

Если вы – лидер без возможности влиять на бизнес-стратегию и размещать людей на важные задачи, вы в лучшем случае можете рассчитывать на своё влияние на других исполнительных директоров. В худшем же – просто занимаете номинальную должность. Нельзя отказаться от ответственности за управление, не отказываясь от власти.

Если у СТО нет прав на управление, ему придётся достигать целей только через влияние на организацию. Если менеджеры не будут ставить людей на задачи, которые кажутся ему важными, он будет бессилен. Если вы не занимаетесь управленческими делами, вы теряете самую важную власть над бизнес-стратегией. У вас остаётся только надежда на благие намерения организации и ваши руки.

Мой совет тем, кто стремится к должности СТО – помнить, что это работа, связанная с бизнес-стратегией и управлением. Если бизнес компании вам не интересен, если вы не хотите брать на себя ответственность за работу большой команды людей в направлении этого бизнеса, то работа СТО не для вас.

Сколько может зарабатывать новичок и опытный администратор?

Заработок администратора онлайн-школы напрямую зависит от его опыта и репутации. Чем больше лет он трудится в сфере онлайн-образования и прокачивает свой скил, чем больше успешных кейсов он соберет, тем проще будет продать свои услуги и тем выше будет заработок. Владельцы проектов заметят его и будут рекомендовать своим коллегам по цеху.

Для новичка заработок начинается от 10 тысяч рублей, для опытного эксперта предела нет – от 50 тысяч и выше. Это профессия, у которой есть перспектива роста, можно стать техническим директором проекта, проджект-менеджером или возможно даже продюсером.

Рассмотрим 3 пути, по которым может развиваться карьера техадмина:

  1. Сотрудник онлайн-школы – выполняет задачи руководства по оформлению школы, наполнению вебинаров и тренингов, взаимодействует с клиентами и т.п. Но зарплата ограничена, например 15 тыс. руб. в месяц. Это расценки для новичка. Опытному работнику будут платить больше – 25 тысяч. Но никто не запрещает стать частью команды 2-3 школ и зарабатывать 75 тысяч в месяц. Еще больше можно зарабатывать, если обладать навыками консультирования – от 50 тыс. руб. в месяц за 1 проект.
  1. Партнер онлайн-школы – работает за процент от дохода. Зачастую основатели проектов ищут специалиста, который возьмет на себя львиную долю функций по маркетингу, продвижению, техническим аспектам. Зарплата человека такого уровня на рынке начинается с 50% от прибыли. В некоторых случаях партнеры договариваются делить доход 30/70.
  1. Автор и владелец школы – обладает необходимыми знаниями, которыми может делиться с целевой аудиторией, и техническими навыками. Это человек, который сам создаст собственный курс, запустит его и будет контролировать абсолютно на всех этапах. Важно понимать, что для этого нужно иметь опыт, навыки и склонность к обучению и предпринимательский деятельности. Это уже другой уровень, но администратору есть куда расти.

Администратор онлайн-школы – это та позиция, с которой открываются перспективы роста в любой онлайн-школе.

Ведущий специалист

Приобретая знания в той или иной области и осваивая выбранную специальность, выпускники вузов не всегда получают диплом инженера. В документе о высшем образовании обязательно указывается присвоенная квалификация.

Разница между специалистом и инженером

Для тех, кто прошел второй уровень обучения по обязательной вузовской программе, она соответствует записи «специалист».

Определение

Специалист – квалификационная категория, которая присваивается выпускнику высшего учебного заведения и фиксируется в дипломе с указанием профессии или специализации.

Инженер – техническая специальность, которую получают лица, окончившие высшее учебное заведение по одной или нескольким отраслям технического образования.

Сравнение

Специалистом считается человек, получивший высшее образование гуманитарного, экономического, юридического или любого другого направления.

Как квалификационная категория, понятие специалист

указывает на уровень профессиональной подготовки и степень овладения профессиональными навыками.

В разговорной речи специалистом называют человека, умеющего выполнять какую-то специфическую работу и делающего это качественно, мастерски.

Инженер – это технический специалист, которому полученное образование позволяет заниматься определенным видом инженерных работ, от проектирования, конструирования, строительства до контроля качества, в одном из направлений технических отраслей народного хозяйства.

В настоящее время востребованы около 300 инженерных специальностей и около 400 более узких специализаций, связанных с металлургией, горной инженерией, энергетикой, машиностроением.

Почему администраторы нарасхват или как стать администратором уже через 2 месяца?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что администратор онлайн-школы – важнейшая фигура онлайн-проекта. Именно поэтому владельцы школ постоянно ищут хорошего специалиста, который обеспечил бы эффективность технической стороны курса.

Онлайн-школ много, и их число растет с каждым днем, а грамотные администраторы на рынке – в дефиците (мы не говорим сейчас о новичках в этом направлении). В выигрыше будет тот руководитель, кто сумеет переманить на свою сторону профессионала своего дела. А заманивают известно чем – достойной зарплатой.

Чтобы соответствовать требованиям работодателей и получить место в проекте, в котором Вы будете востребованы, будете развиваться, получать финансовое и моральное удовлетворение, мало просто хотеть быть администратором, им нужно стать. Для этого нужно приобрести практические навыки, пройдя обучение на технического администратора.

Если Вам эта профессия интересна и вы хотите попробовать себя в роли администратора, то рекомендуем начать с бесплатного марафона для онлайн-специалистов. Подробности у нас на сайте.

Личностные качества сервис-инженера

В своей работе сервисный инженер должен обладать такими качествами, как:

  • аналитическим мышлением;
  • интуицией;
  • внимательностью;
  • стремлением к самосовершенствованию;
  • коммуникабельностью;
  • стрессоустойчивостью.

На данной должности состоят чаще всего мужчины, так как работа с компьютерной техникой и сетями требует умений быстро мобилизоваться и принимать верные решения.

Место работы и уровень зарплаты сервисного инженера

Сервисный инженер – это одна из востребованных на сегодняшний день профессий. Работу по этой специальности можно найти везде, где требуется регулярное обслуживание электронного оборудования, например:

  • на частных и муниципальных мероприятиях;
  • на предприятиях строительной отрасли;
  • на предприятиях производственной отрасли;
  • в государственных органах;
  • в структуре финансовых компаний.

Касательно заработной платы стоит отметить, что у сервисных инженеров вполне достойный оклад. К тому же на данную должность были и всегда будут вакансии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: