Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников

Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Выбрать будущую специальность и не ошибиться при этом достаточно сложно. У вчерашних школьников почти нет жизненного опыта, а советы взрослых — родителей и педагогов — часто воспринимаются враждебно. Лучше понять, как выбрать профессию, можно спустя 1-2 года после окончания школы, и в некоторых западных странах выпускники берут паузу перед поступлением в вуз.

В России так делать не принято, и из-за этого, видимо, так много молодых специалистов работают не по профилю, указанному в дипломе. Но существуют надежные методики и приемы, помогающие в профориентации, вот только обращаться к психологам-консультантам стоит заранее, а не в момент сдачи вступительных экзаменов.

Выбор призвания: трезво оцениваем обстановку

Для того, чтобы профессия приносила стабильный доход, была по душе и по силам, следует учесть несколько факторов.

  1. Состояние рынка труда. Если раньше выпускнику школы можно было выбрать занятие на всю жизнь, то сейчас об этом приходится только мечтать. Постоянно появляются новые специальности, а старые профессии, на первый взгляд престижные и денежные, исчезают. Поэтому и выбор стоит делать в пользу перспективных направлений (информационные технологии, высокотехнологичные медицинские специальности), которые будут актуальны в ближайшие десятилетия.

Выбор профессии зачастую географически обусловлен. Если переезд невозможен или нежелателен, стоит обратить внимание на специальности, востребованные в регионе проживания абитуриента.

  1. Способности и склонности выпускника. К сожалению, эти характеристики не всегда совпадают: скромные и застенчивые девушки мечтают о карьере певицы или телеведущей, а парни с задатками ученых-аналитиков грезят о карьере в силовых структурах. Подростку сложно адекватно оценить самого себя, поэтому так много попыток овладеть совершенно неподходящими профессиями. Очевидно только одно: выбирать специальность, которая вызывает категорическое отторжение, нельзя. Даже если это советуют мудрые друзья и родственники.
  2. Предполагаемый уровень заработной платы. Материальные обстоятельства, как ни досадно, также необходимо учитывать. Если деньги важнее самореализации, стоит выбирать специальность с высоким уровнем дохода. Надеяться, что педагогика, социальная или культурная бюджетная сфера принесет большое финансовое состояние, не слишком дальновидно.

Советы психологов по выбору специальности

Кроме чисто житейских обстоятельств следует учесть и психологические особенности личности выпускника, которые влияют на выбор будущей специальности.

Темперамент

Выделяют четыре основных типа темперамента, которые влияют на стиль общения, работоспособность, склонность к разным видам деятельности.

  1. Холерический. Характеризуется повышенной возбудимостью, энергичностью, быстротой реакций. Холерик не сможет долго заниматься монотонной работой, требующей внимания к деталям. Ему подойдут творческие занятия, деятельность в экстремальных условиях, профессии, связанные с интенсивным межличностным общением.
  2. Сангвинический. Основные черты характера сангвиника — уравновешенность, оптимизм, доброжелательность, высокая работоспособность. Из сангвиников получаются прекрасные руководители и организаторы, педагоги, журналисты, администраторы.
  3. Флегматический. Флегматику присуща основательность, медлительность, хорошая работоспособность и высокая стрессоустойчивость. Профессии, связанные с постоянным общением и выступлениями на публику, ему не подойдут, но в специальностях, требующих сосредоточенности и внимания, он добьется успеха. Флегматикам стоит выбирать медицину, инженерное, экономическое или IT-направление.

Выбор профессии: распространенные ошибки

Выбрать специальность, востребованную на рынке труда, и при этом учесть собственные склонности и способности — непростая задача не только для вчерашнего выпускника, но и для взрослого опытного человека. Самые распространенные ошибки при выборе профессии связаны с влиянием социума, неверием в собственные силы и недостаточным знанием жизни.

  1. Выбор специальности «за компанию». Так обычно поступают выпускники, которые несерьезно относятся к своему будущему. Вопрос: «Куда пойти учиться?» не беспокоит их до конца школы, а в последний момент они присоединяются к компании приятелей или выбирают вуз по территориальному признаку (поближе к дому). Разумеется, ничем хорошим такие истории не заканчиваются.
  2. Давление родителей. Выбор будущей карьеры по родительской указке — плохой вариант для современного молодого человека. Учитывать советы и рекомендации взрослых стоит, но все же лучше воплощать в жизнь свои собственные мечты, а не планы родителей.
  3. Недостаточные знания о будущей профессии. Многие абитуриенты мало осведомлены о необходимых навыках и профессиональных требованиях, и из-за этого выбирают направления, которые им изначально не подходят.
  4. Подражание кумирам. Подросток легко переносит симпатию с человека (будь то учитель в школе или знаменитость из мира шоу-бизнеса) на профессию, которой он занимается. В этом случае не учитываются собственные склонности и жизненные обстоятельства.
  5. Желание материальной независимости. Для того, чтобы иметь гарантированный доход, многие готовы отказаться от любимого дела и профессионального призвания. Как правило, такие истории заканчиваются плачевно: ощущением разочарования и эмоциональной опустошенности.

Структура профориентации

Профориентация – подбор профессии, отвечающей потребностям, способностям, интересам и возможностям личности. Профессиональное ориентирование ведется с детского сада: детей знакомят с миром профессий. В школе это направление получает свое развитие: детей приобщают к труду, дают попробовать себя в разных сферах, продолжают знакомить с миром профессий. В средних классах ребенку необходимо решить, кто же он, кем видит себя в будущем. Дальше он или идет в техникум, или в старшие классы, где делается акцент на конкретную профессию.

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное информирование, консультирование, отбор, адаптацию и поддержку. К обязательным услугам государственных учреждений по профориентированию относится информирование и консультирование обратившихся граждан; бесплатная помощь в выборе профессии и диагностике, психологическое сопровождение безработных граждан. Дополнительная услуга – психологическая поддержка работающих, но готовящихся к выслуге сотрудников.

Профессиональное информирование

Проводится индивидуально или в группах, предполагает информирование о состоянии рынка труда и сферы занятости, востребованных профессиях и специальностях, их особенностях и требованиях к личности, возможности получения профессии и трудоустройства. Особое значение имеет информация об условиях труда и оплате, требованиях к личностным и профессиональным качествам человека, перспективах обучения и роста, возможности овладеть смежными профессиями, перспективах рынка труда (прогнозы).

Профессиональное консультирование

Цель – оказать помощь в выборе сферы деятельности, помочь подобрать место работы, обозначить возможности и перспективы, варианты смены профессии или места работы. Проводится в индивидуальных и групповых формах, притом групповые консультации делятся на развивающие и диагностические. Девиз консультирования и идея обучения: «Для любого человека найдется работа, если он старается ее получить». В групповой работе используются методы тренинговых упражнений и игр. На индивидуальных консультациях проводятся беседы.

Профессиональный отбор

Цель – определить профпригодность кандидата на вакансию, формирование групп для обучения конкретным профессиям. В ходе работы определяется уровень развития профессиональных качеств кандидата, составляется прогноз трудоустройства по конкретной профессии. Инициатором выступают работодатели, они делают запрос по конкретной профессии (должности).

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка предполагает помощь безработным: снижение уровня тревожности, снятие дискомфорта и выведение из состояния стресса, повышение уверенности в себе и адаптивных способностей, формирование активной жизненной позиции, выработка корректных стратегий поведения и мотивации к поиску работы, обучение эффективному поведению в трудовой сфере (в том числе на рынке труда).

Основной метод поддержки – беседа, в ходе которой специалист определяет связи между состоянием человека и его стимулами, мотивами, жизненной ситуацией. В результате работы человек сам приходит к умозаключению, что ему нужно что-то поменять в своем поведении и мышлении, повысить активность по поиску работы.

Профессиональная адаптация

В ходе работы повышаются навыки и умения адаптации в условиях рынка труда, в рамках профессии, на конкретном рабочем месте, повышается конкурентоспособность и самоуверенность человека, приспособление к новым условиям труда. Успех и скорость адаптации зависит от особенностей трудовой деятельности и самой личности. Ведется работа сообща психологами и работодателями.

Тесты и методики, которые помогут сделать правильный выбор

Чтобы избежать ошибок в профориентации и понять, какую профессию выбрать, разработаны специальные методики, опросники и тесты. Психологическая диагностика поможет правильно определиться не только со сферой деятельности, но и с конкретной специальностью, которая подойдет выпускнику.

Большинство исследований легко пройти онлайн, но расшифровку результатов лучше доверить профессиональному психологу.

Карта интересов (авторы — А. Е. Голомшток, О. Г. Филимонова)

Подробный опросник с пятью вариантами ответов (очень нравится, нравится, сомневаюсь, не нравится, очень не нравится). Тест включает в себя 174 вопроса и позволяет определить сферы деятельности, наиболее подходящую выпускнику. Методика помогает сориентироваться в разных профессиях — от экономики и журналистики до электротехники и деревообработки. В современные варианты анкеты включены и вновь появившиеся специальности. Склонность к той или иной деятельности оценивается по тонко дифференцированной шкале (ярко выраженный интерес, выраженный интерес, слабый интерес, отрицание и высшая степень отрицания интереса).

На прохождение теста и его расшифровку потребуется не менее 1,5-2 часов: вопросы требуют времени для размышлений и максимальной честности.

Опросник для определения профессиональной готовности (Л. Н. Кабардова)

Пройдя тест, можно понять, к какому типу деятельности склонен человек (конкретных профессиональных рекомендаций автор не дает). Все профессии подразделяются на несколько групп по направленности на тот или иной объект:

  • человек — художественный образ;
  • человек — природа;
  • человек — человек;
  • человек — знаковая система;
  • человек — техника.

После ответов на 50 вопросов становится ясно, в какой профессиональной сфере наиболее удачно раскроется человек.

Методика может помочь в профориентации не только подросткам, но и взрослым.

Ориентация (И. Л. Соломин)

Также, как и предыдущая анкета, помогает определиться с одним из пяти типов профессий (человек — техника, знаковая система, человек, природа, художественный образ). Одновременно с этим проводится диагностика по параметру «исполнитель-творец» и определяется, способен ли человек повторять имеющиеся образцы или ему по силам создавать что-то новое.

Матрица профессии (Г. В. Резапкин)

Наиболее простая и понятная методика диагностики профессиональных склонностей и интересов. Состоит из двух вопросов и десяти вариантов ответов на каждый из них. Для интерпретации ответов предложена таблица с конкретными профессиями, от менеджера и радиолога до модельера и сторожа.

Профассоциации

Психолог зачитывает слова (например, правила, бумага, посетитель), а испытуемый должен быстро называть профессию, которая ассоциируется для него с этим словом. Ответы записываются на диктофон или в блокнот, а затем обрабатываются, исходя из частоты упоминания профессии и характера ассоциации. Интересный, хотя и спорный способ определения профессиональных предпочтений.

Профессиональные намерения

Развернутый тест, с помощью которого анализируются:

  • склонности и профессиональные намерения;
  • знания о выбранной профессии;
  • жизненные планы;
  • оценка собственной профпригодности.

Это — предварительное исследование для более точной работы с выпускниками после 11 класса. Конкретные профессиональные рекомендации психологи дают после беседы с испытуемым.

Тест проводится как индивидуально, так и в групповой форме.

Нумерология и профориентация

Подходящую профессию можно подобрать и с помощью нумерологии. Для этого анализируются числовые значения имени и фамилии человека. Существуют специальные онлайн-сервисы для определения профессии по дате рождения: в форму на сайте вносят числовые данные (день, месяц, год рождения) и получают конкретные профессиональные рекомендации. Серьезным и научным этот способ не назовешь, но и он имеет право на существование.

Функции профессиональной ориентации

Профориентация не просто позволяет людям найти профессиональный путь, но и выполняет ряд других важных функций:

  • Социальная. За счет усвоения системы знаний, норм и ценностей человек становится полноценным и равноправным членом общества, самосовершенствуется профессионально и личностно, соблюдая нормы общества.
  • Экономическая. Предполагает повышение удовлетворенности работников, производительности труда, профессиональной активности; экономию времени; снижение текучки кадров.
  • Психолого-педагогическая. Полноценная личностная диагностика, помощь в поиске призвания, определение возможностей дальнейшего профессионального самоопределения.
  • Медико-физиологическая. Оценка и корректировка психофизиологического здоровья для требований профессии.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: