Интересы и профессиональные предпочтения современных подростков. Какие могут быть профессиональные интересы воспитателя детского сада? Интересы и предпочтения в профессии менеджера


Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.
Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связан с направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.

Инструкция к тесту:

«Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих три варианта ответа. Выберите тот вариант, которому Вы отдаете наибольшее предпочтение. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них».

Описание склонностей:

Склонность к работе с людьми

Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе

Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

Склонность к практической деятельности

Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

Склонность к эстетическим видам деятельности

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

Склонность к экстремальным видам деятельности

Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

Склонность к планово-экономическим видам деятельности

Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Презентация по профориентации «Профессиональные интересы и склонности»

Тема урока № 5.
Профессиональные интересы и склонности
Цели:

— ознакомление с понятием профессиональные интересы и склонности;


изучить профессиональные интересы и склонности учащихся.
Задачи:

— продолжать подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;

— формирование навыков групповой работы, спора, рефлексии.

Вопросы, обсуждаемые в ходе урока:

Интерес как мотив выбора профессии. Общность и различие интересов и склонностей.

Диагностика интересов учащихся по методике «Карта интересов», «ДДО».

Оборудование: презентация по теме урока.

Ход урока:

Интерес

— это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия.

Как вы думаете, какие у человека бывают интересы? (Ответы учеников записываются на доску). Интересы различаются:

  • по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.),
  • по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону),
  • по глубине (глубокие или поверхностные),
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интерес выступает как мощный побудитель активности личности и способствует повышению продуктивности работы, учебы.

С понятием «интерес» тесно связано понятие «склонность». Отличие состоит в том, что интерес – это направленность на познание, а склонность – направленность на деятельность. Склонности являются реализацией интересов в конкретном деле, они проявляются в любимых занятиях.

Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором, который влияет на выбор профессии. Интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении. Качество же выполненной деятельности, ее успешность зависит от способностей человека.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, навыкам, умениям.

Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности

Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.

Способности человека не являются врожденными. Их формирование происходит в процессе определенной деятельности на основе задатков.

Задатки

– это врожденные физиологические особенности человека (строение мозга, особенности органов чувств)

Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант

– это высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности.

Гениальность

– это наивысшая степень творческих проявлений личности.

Общую структуру способностей можно изобразить в виде схемы: задатки – условия развития – способности – талант – гениальность

Каждый человек на что-то способен, т.е. в каждом из нас природой заложены разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности.

Задание 1. Выделите общие и специальные способности

: двигательная память; лаконичность в рассуждениях; трудолюбие; настойчивость; координация движений; любовь к детям; хорошее запоминание общих схем обобщенных способов решения задач; эмоциональная устойчивость; умение передавать свои мысли и чувства с помощью слов; скорость и точность реакций и движений; быстрота мыслительных процессов; сообразительность; гибкость мышления; яркость воображения; богатство словарного запаса; пластичность движений; эмоциональность; выдержка и самообладание; умение налаживать контакты; целеустремленность; отзывчивость; память на числа, цифры, формулы; смелость и решительность; устойчивый интерес к делу; широкое распределение и быстрое переключение внимания; воссоздание образов по словесному описанию; умение быстро принимать решение; выносливость; техническая наблюдательность; физическая сила; умение понимать других людей; пространственное воображение; эмоциональная выразительность движений.

Задание 2.

Проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:

  • высокий рост баскетболиста;
  • стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;
  • хорошая осведомленность в области астрономии;
  • человек хорошо различает оттенки разных цветов;
  • ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;
  • школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки;
  • ученица правильно решает у доски задачу.

Конспект урока № 5

Тема: «Профессиональные интересы и склонности»

Подготовила:

педагог-психолог МБОУ СОШ № 5,

Хорошаева О.В.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: