Есть ли у учителей карьерные перспективы (есть!) и где их искать

Учителя можно назвать созидателем будущего, ведь от его труда зависит мировоззрение, нравственные качества и эрудиция молодого поколения. Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Описание профессии

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением.

Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Педагогическая профессия среди других профессий

В исследованиях Е. А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т. д. Предложенный Е. А. Климовым метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, целям труда, по характеру действий, орудиям труда и его условиям2. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей) по А. Н. Леонтьеву. Соответственно, Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Образ», «Человек-Человек».

1Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Указ. соч. С. 10.

2 Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении… способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.

При этом, если учесть, что профессия «Человек-Человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей (Дж. Холланд, Е. А. Климов), то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной.

Так, по Е. А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей», 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»,

6)
«проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»,
7) способность сопереживания, 8) наблюдательность, 9)
«глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»,
10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции1.

Существенным для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-

1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 47.

Человек», является перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. «Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку


интереса «просто так»1.
Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.

При рассмотрении, по Е. А. Климову, педагогической деятельности с позиции предмета труда, обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений, и прежде всего «Человек-Знак». Знаковые, и в частности языковые системы, в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы являются предметом усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет и техника, электронно-вычислительная, компьютерная. Педагог использует ее и как средство передачи, и как предмет изучения, а затем и обучения учеников умению ею пользоваться.

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е. А. Климов наметил четыре их группы:

1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.).

2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.

3. Действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.

1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 36—40

4. Действие по согласованию усилий.

Отметим, что педагог как субъект деятельности осуществляет все эти действия (в меньшей степени действия первой группы, если это только механические действия). Это определяет разносторонность интеллектуальной и поведенческой культуры педагога как ее субъекта.

Профессиональная деятельность может быть классифицирована в зависимости от цели,которую ставит субъект: гностическую (познавательную), цель преобразования или изыскания, причем, вторая и третья связаны с постановкой задачи и нахождением новых способов и средств их решения. Преобразующая деятельность соотносится с любым классом вещей, явлений, процессов, людей. Соответственно педагогическая деятельность прежде всего предполагает у ее субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач.

Отмечая функциональные орудия труда — внешние по отношению к сознанию и внутренние, Е. А. Климов имеет в виду средства и способы, и прежде всего «устную и письменную речь, изображения». Приведенная общая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности на основании ее целей, предмета, средств, способов действий показывает всю сложность и многоаспектность этой позиции — субъекта педагогической деятельности.

Выбор профессии

Что же определяет выбор профессии вообще и педагогической профессии, в частности. Отвечая на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности1. Эти факторы, безусловно, важны и для выбора педагогической деятельности в качестве профессии, но, как будет показано в следующей главе, одним из важных факторов, определяющих ее предпочтение, — это любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Последнее, по данным Н. В. Кузьминой, является наиболее типичным. Другими словами, само содержание педагогической деятельности — «возможность учить детей» — оказывает большое влияние на выбор педагогической профессии. Случайный выбор этой профессии, по данным исследований Н. В. Кузьминой, не превышает 9%.

Показательно, что отмеченные Е. А. Климовым «общепрофессиональные» факторы выбора профессии оказываются значимыми и для педагогической деятельности. Среди них влияние: 1) учителя и любимого учебного предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы. Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности, профессии. По данным Н. В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности


у педагогов в целом высок»2
, закономерно повышаясь по мере ее продуктивности.

Таким образом, профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений «Человек-Человек», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

1 Климов Е. А. Как выбирать профессию. С. 121—128.

2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28.

Как устроиться на работу в школу

В учебном плане любого педвуза обязательно есть прохождение психолого-педагогической практики. На первых курсах студенты стажируются пассивно, то есть, в течение определенного времени наблюдают за работой практикующих учителей.

Обучающиеся старших курсов допущены до активной практики, проводя уроки и частично выполняя обязанности классного руководителя. Именно эта возможность дает будущему специалисту показать себя с выгодной стороны, заручиться поддержкой педагогических сотрудников.

Начальник отдела кадров школы обязан регулярно предоставлять списки имеющихся вакансий в регулирующий местное образование орган, на официальную биржу труда города. Сведения публикуются и обновляются онлайн. Много школ выставляют вакансии на своем сайте.

Порядок приема на работу

Как устроиться учителем в школу в Москве? Быть готовым к постоянным собеседованиям. Редко кому удается после первого же разговора с директором трудоустроиться. Нужно обратить внимание на следующее.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. (доб. 197)

СПб, Ленинградская обл. (доб. 197)

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

  1. Добиваться встречи не только с отделом кадров, но и напрямую с руководителем образовательного учреждения.
  2. Показать себя компетентным специалистом. Так, собеседование может быть нестандартным: вопросы по способности поддерживать дисциплину во время уроков педагогическими методами, даже мини-опрос на знание предмета (особенно, если директор сам преподает эту дисциплину).
  3. Быть уверенным, но не напористым. Позиционировать себя как человека, готового к работе с детьми не по необходимости, а по призванию.

Первое впечатление на собеседовании самое важное. Но, получив работу, нужно подкреплять практически все сказанное на встрече с руководством.

Требования к претендентам

В 2013 году был установлен профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н). До начала действия этой правовой нормы, с учетом явного дефицита кадров, преподавателем в школе мог работать человек без профильного образования. Сегодня ситуация иная.

Чтобы стать учителем, нужно пройти обучение по программам высшего либо среднего педагогического учебного заведения. Можно ли работать учителем без педагогического образования? Да, но при определенных условиях.

У претендента должно быть профильное образование по предмету. И нужно учитывать то, что понадобится пройти дополнительные курсы переквалификации конкретно на учителя. Они могут быть как очными, так и дистанционными. Продолжительность такого курса — от 3 до 6 месяцев.

Долгое время спорной являлась профессия «учитель труда», было непонятно, какое нужно образование, чтобы преподавать этот предмет. До указанного Приказа Минтруда России педагогом могли принять любого человека без профильного и непрофильного образования, но с большим опытом практической работы.

В настоящее время все учителя труда также прошли профессиональную краткосрочную подготовку либо получают образование в высших учебных заведениях по специальности «Учитель технологии».

На какую специальность поступать?

Для профессии учитель созданы отдельные специальности. Чтобы тинейджер освоил ее, отправьте его поступать на:

  • Педагогического образование.
  • Хореографию.
  • Учителя младших классов.
  • Педагогику доп. образования.

При этом, чтобы стать учителем, не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Можно поступить в колледж. Однако, в этом случае преподавать можно будет только исключительно в младших классах. Заканчивая же вуз, у подростка появится возможность работать в старшей школе. Или даже в самом университете, в котором он получил диплом.

Обязанности учителя

Рабочий функционал прописан официально в Трудовом кодексе РФ, ФЗ № 273. На основании этого источника, составляются все должностные инструкции. В обязанности педагога входит следующее.

  1. Обучать и воспитывать учеников.
  2. Обоснованно выбирать учебно-методическое обеспечение.
  3. Планирование учебного процесса и разработка программы.
  4. Оценка результатов учеников.
  5. Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями.
  6. Регулярное прохождение аттестации, повышение своего профессионального уровня.
  7. Соблюдение правовых и этических норм.

Перечислены только базовые обязанности педагога. С полным функционалом необходимо ознакомиться в приеме на работу, в отделе кадров.

Размеры заработных плат

Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.

По специальностям

Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.

По регионам

Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице.

Регион, городРазмер средней зарплаты
Ямало-Ненецкий авт. окр.77 000 р.
Чукотский авт. окр.75 400 р.
Немецкий нац. район65 370 р.
Ханты-Мансийский авт. окр.56 900 р.
Камчатка край52 300 р.
г. Магадан58 800 р.
Якутия обл.49 140 р.
г. Москва58 800 р.
Сахалин обл.53 300 р.
Коми респ.39 460 р.
г. Хабаровск34 900 р.
г. Тюмень33 700 р.
г. Красноярск33 500 р.
г. Санкт-Петербург39 000 р.
г. Архангельск32 600 р.
г. Екатеринбург29 000 р.
Карелия обл.29 000 р.
г. Иркутск30 700 р.
Татарстан респ.27 200 р.
Бурятия респ.27 000 р.
г. Нижний Новгород24 800 р.
г. Ярославль24 300 р.
г. Тыва27 400 р.
г. Вологда26 000 р.
г. Омск25 580 р.
г. Кемерово26 140 р.
г. Пермь26 230 р.
г. Томск31 400 р.
г. Рязань23 000 р.
г. Самара24 930 р.
г. Новосибирск26 120 р.
г. Ростов22 600 р.
г. Челябинск27 000 р.
г. Калининград26 000 р.
г. Липецк22 300 р.
г. Смоленск21 600 р.
г. Калуга27 000 р.
г. Ставрополь21 500 р.
г. Владимир21 800 р.
Алтай и Алтайский край22 000 р.
г. Оренбург22 900 р.
г. Воронеж23 000 р.
г. Волгоград22 900 р.
г. Астрахань23 600 р.
г. Тверь23 820 р.
г. Ульяновск20 300 р.
Ингушетия респ.21 170 р.
г. Новгород24 280 р.
Адыгея респ.20 170 р.
г. Псков20 300 р.
Башкортостан респ.23 500 р.
г. Орел20 000 р.
г. Тамбов19 600 р.
г. Брянск20 200 р.
г. Белгород22 900 р.

Насколько востребована профессия?

Учителя всегда являются востребованными специалистами. В школах вашего города всегда проводится набор педагогов. Ваша задача — всего лишь поискать информацию об этом.

При этом, педагогов нанимают не только в государственные школы. Но и в частные. Если попасть в учреждение подобного типа, то можно претендовать на очень высокую заработную плату. Вплоть до нескольких тысяч долларов в месяц.

Уровень зарплаты


Уровень заработной платы у всех учителей разный. Все зависит от того, где работает человек. В школе какого типа. А также от того, насколько крупный город.

В России преподаватели получают, в среднем, от пятнадцати до сорока пяти тысяч рублей. В крупных городах ставка будет, конечно, больше. Это зависит по большей части от нагрузки. От того, сколько часов в год будет работать преподаватель.

Установленный режим работы для учителей

Рабочая неделя педагога составляет 18 часов на одну ставку (недельная нагрузка). Больше чем на две ставки сотрудник работать не может.

Чтобы качественно осуществлять подготовку к урокам, должен выделяться методический день в неделю, который учитель может проводить в библиотеке, в школе или за ее пределами (на усмотрение педагога).

Дополнительная нагрузка (дежурства, сопровождение) компенсируется отгулами, что должно быть отражено во внутренних приказах школы.

Как стать учителем начальных классов

Это ответственное звено в школьном обучении, его основа. Как стать учителем начальных классов в 2021 году? Достаточно получить диплом по программам высшего или среднего педагогического образования.

Если есть базовое высшее образование, допускается пройти переквалификацию (в этом случае получить работу сложнее, если есть конкуренция) либо поступить на обучение в ВУЗ уже на специальность по профилю желаемой работы.

Кого берут на работу в частные школы

Судя по рекламе частных школ, преподаватели там сплошь профессора или, как минимум, имеют кандидатскую степень. Возможно, в востребованных учебных заведениях с высоким конкурсом отбор учителей действительно происходит с учетом их стажа, квалификации и подходов к преподаванию. Ценится нестандартность и собственные разработки.

Однако частных школ открылось немало, так как родительские запросы на обучение детей в комфортных условиях довольно высоки. И многие школы не ищут звезд педагогики, поэтому устроиться на работу может любой человек с дипломом. У меня, например, не было опыта работы, кроме репетиторского.

Часто маленькие школы отдают предпочтение людям с небольшим опытом работы еще и из-за профессионального выгорания. Учителя, годами работающие с большими классами, не могут предложить ничего нового, а лишь механически следуют программе. Это не вписывается в концепцию новых школ и не устраивает ни владельцев, ни родителей учеников.

Плюсы работы в частной школе

Вспомним, на что жалуются учителя в государственных школах.

Во-первых, на бесконечную бюрократическую писанину. Каждый день учитель пишет планы урока, отчеты, методички и так далее. Иногда после этого трудно найти время, чтобы проверить домашние задания.

В частной школе учитель не обязан ежедневно портить бумагу ненужными записями. Это огромный плюс – почти никакой бюрократии. От меня требовалось заполнить журнал темами уроков и проставить оценки, и это всё. Внимание концентрировалось на подготовке к уроку и преподавании.

Во-вторых, размеры классов. В государственных школах сейчас в среднем в классе 25 учеников. Это много. Класс делится на отличников, хорошистов, троечников и галерку, где скучают лентяи и двоечники. Внимание такого класса удержать непросто, а донести знания до каждого в полном объеме почти невозможно.

В частной школе классы небольшие. Самый большой класс в школе, где я работала, состоял из 16 человек, самый маленький – из трех. Учителю проще общаться с таким классом, он тратит меньше времени на поддержание дисциплины и больше на обучение.

Минусы работы в частной школе

В частной школе учителю важно выстроить правильные отношения и с детьми, и с родителями. Родители платят школе немалые деньги, поэтому требуют взамен особой заботы о ребенке и высокого уровня образования.

Если не обращать внимания на лень, на несделанные домашние задания, то потом семья будет винить школу за двойку в четверти у отпрыска. И я сделала вывод, что при первых же проблемах в учебе у детей нужно звонить родителям.

Родители часто не хотят слышать и о плохом поведении детей, считая, что достаточно платят за то, чтобы учитель решал эту проблему. В государственной школе отношения между учителями и родителями выглядят иначе, а ответственность за проблемы ребенка в учебе и поведении несет семья.

В вальдорфской школе общеобразовательная программа даётся не полностью из-за множества дополнительных творческих занятий. Но при этом, как и в любой другой школе, там заинтересованы в положительном рейтинге. И значит, учитель несмотря ни на что должен подготовить детей к годовым контрольным и экзаменам в сжатые сроки.

Как оплачивают труд учителя в частных школах

В частной школе есть два варианта сотрудничества с учителями – постоянное и поурочное. Если учителя оформляют по трудовой книжке, то он будет получать зарплату, отпускные – как положено по трудовому кодексу.

Но многие частные школы предпочитают договариваться с предметниками на поурочную оплату. Она может быть очень небольшой.

Нижняя планка стоимости урока в Москве примерно 300-350 рублей. Чем богаче школа и дороже год обучения, тем больше стоит урок. Зарплата учителя частной школы начинается от 35 000 рублей в месяц и зависит от количества часов и общественной нагрузки (например, классного руководства).

Как получать удовольствие от преподавания в школе и хорошо зарабатывать

Хабаровчанка Дарья Прокопьева – молодая учительница, которая зарабатывает около 50 тысяч рублей в месяц. Её доход складывается из нескольких видов преподавания китайского языка. В рамках проекта OpenSpace, который проходит в торгово-развлекательном , она рассказала, почему любит свою профессию. профессия учитель

Организаторами мероприятия стало сообщество молодых учёных OpenSpace. Они предлагают площадку для общения на научно-популярные темы – устроить лекцию или дискуссию на интересующую тему. Для этого нужно связаться с организаторами в соцсетях Инстаграм или «Вконтакте» и предложить свою идею. На первой встрече участники говорили о биткоинах, а на второй ведущий Евгений Поздняков и молодой педагог Дарья Прокопьева устроили интервью-дискуссию на тему «Моя профессия – учитель».

Как получать удовольствие от преподавания в школе и хорошо зарабатывать

Педагог Дарья Прокопьева и ведущий встречи Евгений Поздняков

Молодая девушка знает китайский язык на пятом уровне из шести возможных по стандартам HSK (квалификационный экзамен по китайскому для неносителей языка – прим.авт.). Но, окончив ПИТОГУ по специальности «Лингвистика», Дарья не захотела стать переводчиком, а выбрала работу в школе. Предлагаем разобраться в нюансах её призвания.

Спонтанность или Судьба

– Я знаю, что ты из Иркутска. Расскажи, почему Дальний Восток, почему Хабаровск, и почему педагогический университет?

– Так сложилась судьба. Когда я выпускалась из школы, то было сложно сориентироваться, какой будет моя будущая профессия. И тогда мы с моим молодым человеком, а сейчас уже мужем, решили поехать в Хабаровск. И я решила, что раз Хабаровск, значит, китайский язык. На тот момент это казалось логичным решением, да и сейчас я так думаю.

– То есть никакой предыстории с китайским языком у тебя не было? Всё получилось спонтанно?

– Вообще не было предыстории! Сейчас я сама себе удивляюсь, как я стала учить китайский язык, не имея о нём представления. Просто решила окунуться во что-то новое, абсолютно сложное. Как бы такой вызов себе поставила. Забегая немного вперёд, скажу, что я об этом не пожалела, и это решение было правильным.

– Ты два раза была на стажировке в Китае, как туда попасть? Как это отразилось на твоём уровне китайского языка?

– Обе стажировки, на которые я ездила, были полугодовыми. Всё это произошло, благодаря университету, который стимулирует студентов, чтобы они изучали и ездили в страны изучаемых языков. Я думаю, что эти стажировки стали одним из важных факторов, почему я продолжила изучать китайский язык, почему он мне понравился. Но я видела, как другим студентам, которые со мной ездили, было тяжело. Надо пробовать, а потом решать – нравится или нет.

«Хочу только с вами!»

– Те, кто поступает на специальность «Востоковедение», по большей части понимают, что они станут переводчиками. Эта профессия представляется чем-то высокооплачиваемым. И ты, зная китайский на высоком уровне, всё-таки решила преподавать. Почему?

– У меня есть опыт работы и письменным, и устным переводчиком. Исходя из этого, я сделала вывод, что мне больше нравится преподавание. Там больше творчества, чем в переводческой деятельности.

Есть романтическое представление о переводчиках, что они постоянно путешествуют, каждый день в новой стране, общаются с людьми, переводят и при этом зарабатывают огромные деньги. Конечно же, это не так. Я думаю, что 70–80 процентов работы переводчика – это письменные переводы. А это означает, что ты сидишь и смотришь в компьютер целый день и переводишь тексты.

Монотонная работа не для меня, и это главный фактор, почему я не пошла в переводчики, мой выбор пал в пользу профессии учителя.

– Как началась твоя карьера преподавания? Где ты работала?

– Начала работать в качестве репетитора, потому что это была самая удобная профессия, которую можно было совмещать с учёбой. Потом работала в одной из языковых школ в Хабаровске. На данный момент я работаю в двух общеобразовательных школах. И ещё у меня есть репетиторство.

– Есть ли в твоей практике случаи, когда ты почувствовала себя гордой, что пошла в профессию не зря?

– Самое главное, что меня заставляет гордиться – это когда ученики возвращаются ко мне. Например, мы занимались, потом по каким-то причинам у нас занятия закончились. Но ученики возвращаются с такой формулировкой: мы хотим только с вами заниматься. Это оценка моей работы. Самый яркий пример – люди переезжают в другой город, но они продолжают занятия со мной.

Как не «выгореть» на работе

Беседа Евгения и Дарьи длилась около часа

– На твой взгляд, хороший преподаватель – это человек, который даёт знания сугубо по заданному предмету, или всё-таки это человек, который стремится развить личность ученика в целом?

– Конечно, который стремится развить личность. Особенно, если мы говорим о детях, то это однозначно. Что касается личностного развития, то я всегда радуюсь, когда ребёнок готов со мной поделиться, спросить совета или просто, чтобы его выслушали. Потому что иногда бывает так, что родители отмахнулись, а друзья тоже не особо готовы слушать проблемы.

А учитель может стать таким человеком, который поможет в чем-то, даже просто тем, что послушает.


– Подытожим: идеальный учитель – кто он?

– Это тот, кто не устал. Если учитель устал, то у него не горят глаза, ему не хочется работать. КПД (коэффициент полезного действия – прим.авт.) этого занятия будет нулевым, а иногда отрицательным. Главное умение учителя – поддерживать себя в работоспособном состоянии. У меня девиз такой по жизни: я делаю только то, что мне нравится.

– Что делать преподавателю, чтобы не устать?

– Есть несколько способов набираться энергии, например, общаться с коллегами. Ещё один хороший способ: подзарядить свою батарейку от детей. У меня бывает такое, что я иду в не очень хорошем настроении на урок, а после него – такой прилив сил! Это дорогого стоит, потому что нечасто случается.

Делай – тогда будет

– Что служит причиной угасания человека в профессии учителя?

– У каждого свои причины, нельзя выделить единой, потому что если бы она была, тогда было бы легко решить эту проблему. Мне кажется, во-первых, неумение распределять себя в плане своей энергии. Многие учителя, отработав несколько лет, просто выгорают. Потом, наверное, материальный фактор. Но я хочу сделать упор на том, что нужно самому что-то для этого делать. Конечно, вы придёте в школу, и у вас там будет зарплата 20 тысяч рублей, и вы начнёте жаловаться… Вы что-то делайте, чтобы увеличить свой доход! Нужно самим находить эти возможности, многие люди этого делать не умеют.

– Актуально ли мнение, что перспективные молодые люди не хотят идти по преподавательской стезе из-за низкой зарплаты. Это действительно так?

– Есть такой стереотип, и такое мнение не безосновательно. Это достойно оплачиваемая профессия, если ты в ней работаешь, то ты и зарабатываешь. Поэтому советую всем не слушать других, особенно негативные отзывы. Просто человек мог попасть не в ту школу, не в тот коллектив, и вообще, может, не в ту профессию.

Давайте слушать положительный опыт и сами пробовать!

– Сколько ты зарабатываешь?

– Многие считают, что профессия учителя высоко духовная, что говорить о деньгах как-то ужасно. Я считаю, что нет. Мой доход на данный момент в среднем 50 тысяч рублей в месяц. Для начинающего учителя по сумме всей моей занятости это вполне себе неплохо. Я рассматриваю это как старт, дальше – больше. И сейчас я ещё учусь в магистратуре.

Как получать удовольствие от преподавания в школе и хорошо зарабатывать

Дарья рассказала, что и с родителями учеников она, в основном, общается без проблем

Деньги тоже важны и нужны

– Могут ли идеалистические факторы, как возможность воспитать человека, превзойти материальные факторы в нашем современном молодёжном обществе?

– Думаю, что нет. Сейчас у нас такое общество, его ещё называют обществом потребления, которое сконцентрировано на деньгах. Я ничего не вижу в этом плохого, это просто очередной этап развития общества. Например, каких-то 30–40 лет назад, может быть, деньги были не так важны. Потому что сейчас ты можешь на них гораздо больше себе позволить – поехать за границу, купить что-то себе. Поэтому я думаю, что деньги очень важны. Нацеливаться надо, что я хочу здесь зарабатывать и делать действия, с этим связанные. А не ждать, что тебе сразу выпишут зарплату огромную, такого не будет. Идеалистические факторы тоже не менее важны, потому что не всё в этой жизни оценивается деньгами. профессия учитель

Деньги ещё можно вкладывать в своё образование – это мой потенциал.

– Что нужно сделать, чтобы поднять общий престиж карьеры учителя?

– Я считаю, что наше мероприятие этому хороший пример. Надо как можно больше показывать хороших случаев. На Youtube (видеохостинг в Интернете – прим.авт.), если наберёшь такой запрос «учитель в общеобразовательной школе», то 90 процентов видео будет о том, «как я проработал три года в школе и уволился». То есть негативных примеров очень много, но я считаю, что и положительных примеров тоже немало. Нужно на них обращать внимание молодёжи, даже в вузы их приглашать для общения со студентами. профессия учитель

Такие позитивно заряженные люди, как Дарья Прокопьева, встречаются редко. Самое время взять лучшее и поверить в то, что, если делаешь какое-то усилие, всегда получишь результат. профессия учитель

Фото автора и Андрея Гавриша

Преимущества и недостатки работы педагога

Выпускникам педагогических учебных заведений интересно, что дает работа учителя, какие есть подводные камни профессии.

  • короткий рабочий день (18 часов в неделю);
  • несмотря на уменьшенное количество рабочих часов, полная зарплата на ставку, как и в профессиях, где нормой является 40 часов в неделю;
  • увеличенный ежегодный отпуск.
  • необходимость всегда быть на виду, поддерживать имидж учителя даже в свободное от работы время в общественных местах, что способствует поддержанию авторитета у учеников;
  • Ориентироваться не только на проведение уроков, но и на дополнительные обязанности в школе, чтобы получать стимулирующие выплаты к зарплате.

В целом, чтобы работать учителем, нужно быть крайне стрессоустойчивым. Ситуации, требующие немедленного адекватного реагирования, в школе вполне обычное явление.

«Престижно ли быть учителем?»

Размышления на эту тему неоднозначны.

Профессия учителя сегодня не может считаться престижной, считает большинство (58%) россиян. Выбравшие отрицательный ответ респонденты прежде всего объясняли свою позицию крайне низким уровнем оплаты тяжелого и ответственного труда преподавателя: «Престиж профессии определяется общественной значимостью оной, а общественная значимость должна быть подтверждена соответствующим денежным вознаграждением. Вознаграждение большинства учителей – минимальное. Таков и престиж»; «У меня в семье 3 поколения учителей. Зарплата меньше, чем плата за коммунальные ; «Престиж профессии определяется не только ее нужностью и актуальностью, но также и уровнем дохода человека, посвятившего себя ей. Уровень дохода учителей на сегодняшний день оставляет желать лучшего, потому данную профессию пока нельзя отнести к категории престижных». В качестве второй причины, по которой профессию учителя нельзя назвать престижной, участники опроса указывали низкий уровень подготовки современных педагогов: «Хорошим специалистом престижно быть всегда, но профессия учителя не престижна. Во многие школы учителями берут тех, кто закончил пединститут с одними тройками, что наносит урон репутации данной специальности. Те же, кто закончил институт с лучшими оценками, стараются найти более оплачиваемую работу»; «Мало осталось фанатов своего дела – настоящих учителей в полном смысле этого слова. Есть неплохие преподаватели определенных наук, но не более того. Трудно вернуть то уважение к учителю, какое было в советское время, а без этого не будет авторитета у учеников, а значит, и престижа профессии»; «Уровень образования учителей просто ужасает!» Кроме этого, респонденты отмечали, что престижной эта профессия не может считаться еще и потому, что современные ученики не уважают тех, кто их учит. Другими словами, учителя, работая в школах, испытывают не только материальный, но и психологический дискомфорт: «Мама работает учителем – нервы ни к черту! Ученикам дают гораздо больше свобод и прав, нежели учителям, посему ученики в большинстве своем ведут себя как цари»; «Низкий уровень оплаты, отсутствие уважения со стороны учащихся»; «Обязанностей у учителей в три-четыре раза больше, чем прав. Полное отсутствие юридической защиты от детского беспредела!»; «Очень низкая культура у населения, отсюда – невоспитанные, мягко говоря, дети. Слишком явно общество разделено на классы, и дети это улавливают». Престижной профессию учителя сочли лишь 22% россиян. По их словам, «хорошим специалистом в своей области престижно быть всегда, будь то водитель или кассир», «учителя и преподаватели – это люди от Бога», «во все времена и в любой стране важно, а значит, престижно: учить, лечить, защищать», «учителем быть всегда престижно! Главное, чтобы человек был на своем месте. По призванию». 20% участников опроса затруднились с ответом, поскольку, по их словам, «однозначно ответить трудно. Если престиж рассматривать как уважение и нужность, то да, престижно, а если это социальный уровень (т. е. заработок), то нет.», «о престиже не может идти речь, ведь учитель, как и врач, это образ жизни. Дано не всем.», «престижность сильно зависит от учебного заведения, преподаваемого предмета, а главное, от возможности учителя влиять на принятие абитуриентов в ВУЗ». Некоторые респонденты также отмечали, что данная профессия, безусловно, является престижной и уважаемой, но, к сожалению, не в нашей стране: «Еще Жак Барвэн сказал: «Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». К сожалению, в нашей стране учителя давно не воспринимаются в качестве нормальных людей. Нам надо многое изменить, и только тогда можно будет с уверенностью сказать, что профессия учителя престижна во всем мире!»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: