Профессиональные качества психолога. Презентация


Пример резюме психолога

Марина Козлова

Телефон

Почта

Город: Москва Дата рождения: 11 марта 1989 Желаемая зарплата: от 70 000 рублей Занятость: Полная занятость График работы: Полный день Цель: Психолог Ключевые навыки:

  • Знание методик психофизиологического тестирования, психологической коррекции.
  • Знание техник гештальт-терапии.
  • Навыки работы с реабилитационным психофизиологическим комплексом БОС «Реакор».

Опыт работы Февраль 2011 — Настоящее время Психолог — ООО «Психологическая консультация» Оказание услуг по психоаналитическому консультированию юридических и физических лиц
Должностные обязанности:

  • Проведение психологических тренингов и занятий для корпоративных клиентов (развитие коммуникативных навыков, тимбилдинг и так далее).
  • Проведение занятий по психологической коррекции.
  • Психологическая подготовка сотрудников к работам в экстремальных условиях.

Профессиональные достижения:

  • Получила практический опыт психологической реабилитации сотрудников крупной международной компании ABC Incorporated.
  • Разработала собственную технику диагностики нарушений психической адаптации.

Образование Сентябрь 2007 — Июнь 2011 МГУ им. М.В. Ломоносова Факультет: Психологии Специальность: Клиническая психология Форма обучения: Очная Курсы и тренинги Ноябрь 2021 — Март 2020 Психологическое проектирование Место проведения: МГУ им. М.В. Ломоносова Дополнительная информация Водительские права: Категория B
Иностранные языки: Английский (Разговорный)

О себе: Психолог с опытом оказания психологической помощи более 9 лет.

Шаблон резюме

Резюме психолога, психотерапевта: образец 2021 + Примеры навыков, качеств и опыта

Резюме психолога, психотерапевта: примеры навыков, качеств и опыта

Психотерапевт – врач, который диагностирует и лечит различные зависимости, фобии, депрессии. Он имеет право применять психотерапевтические приёмы, назначать лекарственные средства и антидепрессанты. Но в его компетенцию не входит лечение тяжелых психических заболеваний.

Психолог – специалист имеющий образование в сфере психологии, но в его полномочия не входит диагностика заболеваний и назначение лекарственных препаратов. Он лечит душу человека психологическими методиками и консультациями. Но если пациенту требуется медикаментозное лечение – его отправляют к психотерапевту.

Психолог в основном должен выполнять следующие обязанности:

  • Проведение просветительской, коррекционной, консультационной, диагностической и психопрофилактической работы.
  • Диагностика поведенческих расстройств, аномалий и девиаций, протестного и рискового поведения.
  • Анализировать факторы, которые влияют на мышление и поведение пациента.
  • Проводить консультации и беседы индивидуально или в группах.
  • Подготавливать отчётную документацию и вести график приема.
  • Консультировать руководителей при выявлении социально-психологических проблем в коллективе.
  • Помогать новым или молодым сотрудникам адаптироваться в коллективе.

Профессия психолога сложная, поэтому имеет достаточно высокие требования:

  • Наличие высшего профильного образования и квалификации.
  • Опыт работы в консультативной форме: групповой и индивидуальной.
  • Умение находить подход к любому человеку.
  • Владение техниками краткосрочного и длительного консультирования.
  • Грамотная, уверенная речь и хорошая дикция.
  • Уверенное владение ПК и офисной оргтехникой

Как составить резюме психолога

Психологу с опытом работы трудоустроится легче, но открытых вакансий достаточно, чтобы должность получил менее квалифицированный соискатель или студент. Важно быстро откликаться на предложения компаний и рассылать грамотно составленные анкеты, для скорейшего получения первого опыта.

Идеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом.

Хорошему специалисту, в первую очередь, нужно уметь расположить к себе человека и создать непринужденную атмосферу для доверительной беседы. Уметь выслушать пациента, определить проблему, успокоить, посочувствовать и помочь ему исправить положение.

Важным фактором являются профессиональные навыки психолога:

  • Понимание целей, методов деятельности.
  • Владение инструментами психологического влияния.
  • Разбираться в специфике и разных методах диагностики.
  • Быть ознакомленным с психологическими закономерностями познавательных процессов.
  • Понимать процессы общения и взаимодействия между людьми разных поколений, и разного социального статуса.
  • Знать основы консультирования: индивидуального и группового.
  • Владеть методами психотерапии, навыками проведения психокоррекционнных занятий.

В зависимости от желаемого места работы, специалисту необходимо разбираться в различных областях психологии (общая, юридическая, детская, спортивная, социальная и других)

# Что делать без опыта работы

Начинающим психологам, которые недавно окончили обучение – не просто сразу найти достойную работу. На начальном этапе, ищите свободную вакансию помощника психотерапевта или запишитесь на практику к опытному специалисту.

Пробуйте проводить консультации в интернете, дополнительно ищите работу в сфере психологии онлайн. Также параллельно можно начать принимать клиентов лично, просто немного снизить цену за консультацию. Но при этом всегда продолжать развиваться и совершенствоваться самому.

Должностные обязанности психолога для резюме

Условно все психологические специализации делятся на три категории: практиков, теоретиков и преподавателей психологии. У каждой категории специалистов свой набор должностных обязанностей. Наиболее востребованы на рынке труда специалисты по практическим аспектам психологии, на их примере и будем рассматривать функции, ключевые навыки, достижения и личные качества.

Психолог разговаривает с пациентом

У практиков, как правило, есть своя специализация. Например, детский психолог, спортивный или клинический. Психологическим консультированием, проведением лекций, практических семинаров и тренингов нередко занимаются и преподаватели психологии.

Примеры должностных обязанностей для резюме психолога:

  1. Проведение тренингов для детей и подростков: поднятие самооценки, мотивация саморазвития, управление эмоциональными состояниями.
  2. Диагностическая и коррекционная работа с сотрудниками.
  3. Консультирование родителей по аспектам развития детей.
  4. Профессиональная ориентация учеников старших классов.
  5. Организация и проведение мероприятий по психофизиологической реабилитации.
  6. Консультирование в сфере межличностных отношений и личного развития.
  7. Семейное консультирование.
  8. Оценка психологической совместимости.
  9. Психодиагностика.
  10. Разработка стратегии мотивации сотрудников.
  11. Создание психологических портретов.

Шаблон резюме

Каким должен быть школьный психолог

13.08.2020

Каким должен быть школьный психолог

© depositphotos.com

Школьный психолог – это связующее звено между педагогами, родителями и учениками. Он помогает ребёнку социализироваться, принять изменения, связанные с возрастом, правильно выстроить восприятие окружающего мира и при необходимости разрешить конфликтные ситуации.

О роли школьного психолога в образовательном процессе сотрудникам АНО «ЦИСМ»

рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кировского областного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества – Мемориал»
Светлана Кудинова
.

– Какими качествами должен обладать школьный психолог?

– В первую очередь школьный психолог должен обладать всеми необходимыми знаниями, он должен быть настоящим профессионалом и детально разбираться во всём, что делает. В меньшей мере результат его работы зависит от личностных качеств, однако обязательно должны присутствовать такие черты характера, как объективность, готовность помочь, открытость.

– В чём заключается основная задача этого специалиста?

– Изначально концепция психологической службы в сфере образования строилась на идеях организации деятельности. Отсюда вытекала основная задача – сопровождение развития ребёнка в силу его возрастных изменений. Основной она остаётся и по сей день. Поэтому вся система работы по всем её узловым блокам строится, исходя из возрастных особенностей школьника. Известные деятели в области педагогики и психологии говорят о том, что основная задача профессии – следовать за ребёнком, чуть забегая вперёд, понимая перспективы развития.

Исходя из этой задачи, получается, что совершенно неправильно, когда человек пришёл на работу в школу, диагностировал детей, выявил тех, у кого есть проблемы, и целый год занимается коррекцией и развитием только проблемных детей, а основная масса школьников остаётся без сопровождения. Это в корне неправильное построение работы.

– Как должна быть построена работа школьного психолога с детьми?

– За время существования психологической службы в школе структурирование работы претерпело изменения. Изначально документы, регламентирующие деятельность психолога, включали в себя пять направлений: психологическое консультирование, развивающая работа, коррекционная работа, психопрофилактика и психологическое просвещение, психологическая диагностика. Эти направления охватывали работу со всеми субъектами образовательного процесса: дети, их родители и педагоги.

Со временем школьная практика привела к созданию новых направлений. Одним из них стала диспетчерская работа психолога. Специалист, работающий на определённой территории, районе города, поддерживает связи с комиссией по делам несовершеннолетних, с медико-психолого-педагогической комиссией, с узкопрофильными специалистами-психологами, невропатологами и психотерапевтами. Суть этой связи в том, что сначала психолог изучает ситуацию, которая сложилась с ребёнком, и, уже отталкиваясь от неё, рекомендует родителям или педагогу обратиться в ту или иную службу.

Второе направление, которое появилось в работе психолога, – методическое. Это психолого-педагогическая методика работы с детьми. Когда педагог начинает вести инновационную работу либо сталкивается с какими-то проблемами, появляется психологическая составляющая: психологический аспект урока, индивидуального плана обучения ребёнка.

Таким образом, направлений в рабочем плане психолога стало семь. Однако, если отталкиваться только от этих блоков, то процесс получается формальным, а в центре психологической деятельности должен быть ребёнок, с ним нужно вести комплексную работу по всем направлениям. Именно поэтому в основу структурирования работы психолога на год мы стали закладывать проблему, над которой надо работать в текущем году, формальная сторона в свою очередь помогает реализовать этот план. Суть такого структурирования в том, что этапы психологической деятельности на год – это выделенные проблемы, которые делятся на три основные группы: возрастные, связанные со спецификой образовательного учреждения, характерные для современного социума. И внутри каждой из них уже обозначаются направления работы.

– Насколько важно школе иметь в штате профессионального психолога?

– В современном обществе невозможно иначе. К сожалению, сейчас в образовании профессиональных психологов недостаточно. Например, в нашем регионе на массовую школу (количество учеников около 1000 человек), как правило, один или два психолога. Этого крайне мало. Я считаю, что в школах должно быть несколько психологов, специализирующихся, по крайней мере, на возрастных группах: отдельный сотрудник для старших классов, для средних и младших, так как у каждой возрастной категории свои индивидуальные проблемы.

Конечно, когда мы только начинали развивать психологическую службу в сфере образования, в школу приходили работать люди, совершенно далёкие от профессиональной деятельности. Мы долго боролись с этим, долго работали над нормативной базой. Сегодня такой проблемы нет: кадровый состав достаточно надёжный, с базовым профессиональным образованием. Но такие проблемы, как нехватка специалистов и недостаточное оборудование кабинетов для психологов, до сих пор остаются неразрешёнными.

Кроме того, в современных реалиях появился другой профессиональный стандарт – специальность «медиатор». И часто бывает так, что психологическую работу путают с медиацией, хотя это совершенно разные профессии. Если мы хотим чётко следовать нормативной базе, то в школе должны быть две разные ставки: ставка психолога и ставка медиатора.

Так как профессия медиатора – явление достаточно новое, на сегодняшний день она включила в себя различные навыки и знания и смешала их между собой. Из-за этого происходят ситуации, когда медиатором в школе становится человек, не имеющий профильного образования. Более того, он иногда может заменять психолога. И здесь надо понимать, что технологии медиации совершенно недостаточно для психологической деятельности. По сути, это всего лишь алгоритмы для разрешения конфликтов, они не требуют глубокой проработки, в то время как психолог работает, углубляясь в проблему, проникая в её корень. Не нужно забывать, что психология и медиация – это совершенно разные технологии, и одна не может заменять другую. Однако если у школы нет возможности открывать две ставки сразу, то в приоритете, конечно, должен быть психолог.

– Почему дети иногда не доверяют и не хотят обращаться к школьным специалистам?

– Я не знаю таких случаев. Если человек профессионал и работает грамотно, такой проблемы не возникнет. Потому что это одна из главных задач школьного психолога: чтобы дети хотели к нему идти. Если подростки не забегают в кабинет психолога на переменах, не пишут ему в социальных сетях, не стремятся к беседе с ним или не хотят обращаться к нему за советом, то значит с этим психологом точно что-то не так.

Теги:
школа подростки

Ключевые навыки психолога в резюме

Ключевые навыки могут заключаться как в знании теории, так и в опыте практического применения различных аспектов психологии. Стоит в первую очередь перечислить навыки, наиболее близкие к должностным обязанностям на желаемой должности. Это может быть и знание психологии определённых групп людей, и навыки индивидуального консультирования или проведения групповых тренингов, и навыки коррекционной работы, профессиональной ориентации или формирования социально-психологической атмосферы в компании.
Учитывая огромное количество направлений, техник и методик, перечислить все возможные навыки попросту невозможно. Укажем лишь несколько возможных вариантов.

Примеры ключевых навыков для резюме психолога:

  1. Навыки проведения тренингов по личностному росту.
  2. Знание психологических методик и приёмов.
  3. Навыки психологической оценки персонала.
  4. Знание теоретической базы и особенностей практического применения психологии служебной деятельности, экстремальной психологии применительно к отбору кадров для специальных подразделений.
  5. Навыки урегулирования межличностных отношений (семейная психология).
  6. Знание социальной и организационной психологии: методы и техники практического применения теоретической базы.
  7. Навыки проведения психологических тестов.
  8. Знание техник и методик детской и подростковой практической психологии.
  9. Навыки дистанционного консультирования клиентов.
  10. Навыки телесно-ориентированного подхода (Девагит «Транссоматический диалог»).

Шаблон резюме

Текст книги «Практическая психология»

§ 2. Модель профессиональной деятельности практического психолога

Необходимость обсуждения этого вопроса связана прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа практического психолога очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога. Например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете – проблемы подготовки практических психологов.
Многие вопросы решаются в профессиональном, этическом кодексе психологов, которые есть в каждой стране, где эта профессия распространена в достаточной мере.

Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога.

Предлагаемое ниже описание основных качеств профессиональной деятельности практического психолога позволяет, на наш взгляд, уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

Итак, основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного психолога:

1. Цели психологической помощи

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Квалифицированный психолог рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни.

Другими словами, квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним.

Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Так, может случиться, что психолог начнёт демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога, или будет дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, которые направлены на обесценивание переживаний клиента. В сожалению, вариантов, обесценивающих другого человека с позиции кажущегося превосходства в социальной и психологической компетентности, великое множество. При всём их разнообразии неквалифицированный психолог формирует цели психологической помощи на основе своей личной Я-концепции, поэтому игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершенствовании Я-концепции.

2. Отклики или реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности

Квалифицированный психолог может найти множество реакций – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем.

Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или нескольких откликах.

Квалифицированный психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента. Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога

Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций.

Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции. Часто происхождение содержания этой концепции ему неясно.

4. Культурная продуктивность практического психолога

Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Это позволяет квалифицированному психологу обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного.

Таким образом, квалифицированный психолог осуществляет культурную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практического психолога, которая предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание профессионального взаимодействия с клиентом.

Неквалифицированный психолог способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, себя, свою культурную продуктивность неквалифицированный психолог рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

5. Конфиденциальность

в работе квалифицированного психолога есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика психологической информации, Клиента и Пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности.

Неквалифицированный психолог нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хранении и передаче.

6. Ограничения в деятельности практического психолога

Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и Уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Он рефлексирует это отношение как один из возможных источников профессионального роста.

Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этими вопросами» – не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование как для клиента, так и для себя являются источником профессионального роста практического психолога.

Неквалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему, любой метод без необходимой профессиональной рефлексии на ситуацию его применения. Он не желает работать с другими профессионалами, ориентируясь только на свои переживания, свою Я-концепцию как источник психологической информации и критерий ее достоверности. Отношение к своей профессии для неквалифицированного психолога включено в его Я-концепцию и не является специальным предметом рефлексии. Его позицию в этом плане можно обозначить так: «То, что я делаю как психолог, всегда правильно, так как я так считаю».

7. Межличностное влияние в работе практического психолога

Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот – реакции клиента влияют на него самого. Он осознает это влияние и во взаимодействии с клиентом его специально выделяет, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и возможности клиента. Квалифицированный психолог это делает путем пересказа переживаний клиента, в виде открытых и закрытых вопросов и т. п. Существенно важно, что все эти виды воздействия на клиента показывают межличностное влияние, то есть показывают изменение в мыслях, чувствах желаниях и возможностях как клиента, так и психолога.

Для неквалифицированного психолога характерно отсутствие понимания межличностного влияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий. Таким образом, квалифицированный психолог не выделяет содержание своей Я-концепции и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом.

8. Человеческое достоинство

в работе практического психолога является самоценностью. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Одна из сторон работы квалифицированного психолога проявляется в этом смысле в том, чтобы в адекватной для клиента форме сообщить ему психологическую информацию – проблемы адекватного для клиента словаря психологической информации.

Для неквалифицированного психолога неуважительное, даже оскорбительное отношение к клиенту не является предметом профессиональной рефлексии, он склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, которая позволяет относиться к другим людям с позиции сверху.

Для неквалифицированного психолога нет специальных профессиональных проблем в получении и передаче психологической информации, чаще всего для этого он использует пссвдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность своей профессии.

9. Обобщенная теория

в работе квалифицированного психолога занимает особое место. Это обобщенное научное знание, на содержание которого он активно рефлексирует в ходе своей работы, постоянно осваивает новые теории и подходы. На их основе квалифицированный психолог создает и развивает собственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе.

Неквалифицированный психолог привязан к одному подходу, не размышляет об альтернативах, у него всегда оценочное, практическое отношение к любым возможным точкам зрения. Он отвергает их, ориентируясь на известный ему подход, который не анализирует как систему, а принимает в качестве аксиоматической посылки. Другими словами, обобщенная теория неквалифицированного психолога не является его личным способом мышления, который он мог бы и хотел бы совершенствовать.

10. Отношение к обобщенной теории

квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности, он видит в ней манеру мышления, вытекающую из его культурной и половой принадлежности. Он рассматривает теорию как способ мышления, который может совершенствоваться и меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека. Исходя из этого, отношение квалифицированного психолога к любой теории основано на выделении в ней моментов, как отражающих реальность психической жизни человека, так и реальность культурной и половой принадлежности автора теории, отражающего эту реальность в своей манере мышления.

Другими словами, квалифицированный психолог понимает, что в любой теории есть предмет и способы его описания; если предмет (внутренний мир человека) для всех исследователей один, то способы его описания, анализа, обобщения для всех авторов будут разными. Это он видит и в своей собственной обобщенной теории, поэтому может соотносить ее с другими теориями.

Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авторов различных теорий, не выделяет предмета теории и способа мышления автора. Для него нет проблемы соотношения своей теории и теорий других авторов.

Описанные выше качества профессиональной деятельности практического психолога позволяют утверждать, что у квалифицированного психолога принципиально отличная от неквалифицированного психолога исходная точка в понимании и получении психологической информации о клиенте. Позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неквалифицированного психолога основана на его Я-концепции. Это различие позиций, то есть исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом, можно, на наш взгляд, зафиксировать в виде следующих обобщенных формул:

ПКП = (обобщ. теория; Я-психолог; Я-концепция), где ПКП – позиция квалифицированного психолога, которая определяется его рефлексией на обобщенную теорию, его отношение к своей профессии и рефлексией на содержание Я-концепции.

Тогда как позиция неквалифицированного психолога (ПНК) может быть описана, на наш взгляд, в виде такой формулы:

ПНП = (Я-психолог, Я-концепция), где содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием Я-концепции практического психолога.

Описание в виде этих формул позволяет выделить тот очень сложный момент в работе квалифицированного практического психолога, который по степени сложности приближает ее к работе режиссера или летчика-испытателя, – это необходимость постоянной профессиональной рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит, постоянного напряжения, требующего точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи.

§ 3. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога

Кому она в первую очередь нужна, психологическая помощь? Кто сформулировал социальный, общественный заказ, который привел к появлению этой профессии со всеми ее свойствами, атрибутами, профессиональными качествами и действиями?

Мы уже отмечали, что XX век характеризуется возрастанием влияния одного человека или группы людей на жизнь очень большого числа людей.

Общественное осознание значимости одного человека, его уникальности и неповторимости в нашей стране происходит буквально на наших глазах. Как известно, осознание начинается там, где возникает затруднение. Этот известный психологический закон применительно к социальной ситуации нашей жизни может быть представлен примерно так: возникли затруднения в общественном управлении человеком; кризис всего общества в распаде семей, в неэффективности народного образования, в неэффективности производства. Другими словами, человеку, людям предлагают делать «как надо», а они так не делают или делают с точностью до наоборот.

Сколько уже сломано на сегодня публицистических копий, критикующих тоталитарную систему за подавление индивидуальности, за стремление сделать «всех равными». Современная общественная ситуация позволила еще раз пережить ту связь «сознания» и «бытия», о которой А. Ф. Лосев в цитированной раньше работе писал: «Они не влияют друг на друга, но они изначально тождественны»[6]6

Лосев А. Ф философия имени – М, 1990 – С. 59.

[Закрыть].

Они тождественны и в плане психологическом, так как в индивидуальной жизни человека порождают множество образований, препятствующих проявлению его же автономности, его же уникальности.

Общественное осознание ценности человеческой индивидуальности еще только происходит сегодня на наших глазах. «Все люди разные», «Каждому свое назначение в жизни» и т. п. – эти простые психологические реальности встречают огромное общественное же сопротивление идей о равенстве всех членов общества, о необходимости общественного обеспечения этого равенства, понимаемого, по сути, как тождество способностей и возможностей людей.

Эта противоречивость общественного сознания будет сопровождать практического психолога на всем протяжении его работы как неконкретность представлений окружающих о содержании его работы, как абсолютизация его профессиональных возможностей, как сверхкритическое отношение к результатам и процессу его работы и т. п.

К этому надо быть готовым, так как осознание обществом ценности индивидуальности человека осуществляется и через осуществление профессиональной деятельности практического психолога. Для того чтобы четко ориентироваться в ней, практическому психологу надо уметь различать социальный заказ на его профессию и свои реальные профессиональные возможности, общественный статус своей профессии.

Социальный заказ на профессию практического психолога формируется не в науке, мы уже отмечали в этом плане специфику научного психологического знания. Скорее он осознается и формулируется в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.

О необходимости конкретного психологического знания начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, так как они не могут решать главную задачу своей профессии – целенаправленно воздействовать на человека.

Вот в этих двух сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психолога – человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека.

Требование одно – объективные, достоверные данные об индивидуальности человека.

При этом в общественном сознании критерии объективности науки психологии – основы работы практического психолога – обсуждаются значительно реже и не так интенсивно, как вопрос о необходимости самой профессии практического психолога. В развитии профессии видится путь к проявлению и пониманию индивидуальности человека и в ситуации обучения, и в ситуации производства, и в юридической практике, так как в этих областях нашей жизни в большей степени осознаются затруднения, которые в общем виде могут быть сформулированы в виде запроса: «Что надо сделать, чтобы он был как все?»

Распространенность в общественном сознании идей общественного же воздействия на человека, вплоть до идеи прямого вмешательства в его жизнь, то, что Л. Н. Толстой называл «философией устроительства», делает социальные ожидания результатов его работы близкими к результатам деятельности волшебника.

Феномен ожидания человека, устраивающего жизнь других людей, заботящегося об их благе за них самих – один из распространенных феноменов, в котором проявляется социальный заказ на профессию практического психолога.

Отсюда возникает множество сложностей в получении, передаче и использовании психологической информации в работе практического психолога – сложностей, связанных с постоянным возвращением своим клиентам, представителям смежных специальностей и просто общественности, того содержания психологической информации, в котором представлена ее уникальность и конфиденциальность. Если говорить кратко, то практический психолог своей реальной работой возвращает нашему обществу утраченную ценность – общественную ценность индивидуальности человека.

Чтобы понять это без новых потерь, а с обретением приемлемого общественного статуса своей профессии практический психолог должен четко представлять, с кем и чем он имеет дело в своей работе.

Это – та реальность его профессиональной деятельности, которая связана с понятием Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации.

Кто они, эти люди?

Общий ответ – это взрослые и дети.

Чтобы этот ответ не остался таким неопределенно общим, вспомним, что в соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже сам несет юридическую ответственность за свои действия.

Это – исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопросов об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как профессионал.

Это исходное юридическое положение, которое позволяет с должной степенью ответственности отнестись и к содержанию социального заказа, ориентированного на проявление индивидуальности человека.

Характеристики индивидуальности есть у всех людей, но не все люди могут ответственно относиться к этой своей особенности.

Практическому психологу надо четко представлять возможные варианты проявления индивидуальности человека, которые связаны с существующим понятием нормы психического развития.

Как известно, психически больной человек несет ограниченную ответственность за свою индивидуальность.

Психически здоровый взрослый человек в большинстве случаев обладает возможностью отвечать за проявление своей индивидуальности.

Можно сказать, что социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а относятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

В то же время практический психолог не нужен аутентичной, свободной личности, обладающей высокой культурной продуктивностью, способной нести юридическую и моральную ответственность за свою индивидуальность.

Кто же является клиентом практического психолога?

Клиентом является человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, то есть передает практическому психологу знание о себе или о других людях.

При сообщении этого знания он предполагает или реально указывает свою роль в происхождении этого знания.

Он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Если воспользоваться другим определением, то клиент – это человек, который включен в процесс получения психологической информации.

Эта «включенность» мешает ему увидеть главное в психологической информации – критерии ее достоверности, отрефлексировать способы ее получения.

Работа практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содержанию и способам получения психологической информации.

Заказчик сообщает практическому психологу информацию.

При этом он не видит своей роли в ее происхождении, он не считает себя ответственным за ее происхождение.

Отчужденность от психологической информации приводит к тому, что заказчик стремится переложить на психолога ответственность за возможное использование этой информации.

Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа определить, с кем он имеет дело – с заказчиком или с клиентом. Для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя.

Суть ее состоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный – это навык ведения интервью с клиентом или заказчиком. На его особенностях мы остановимся в следующих главах.

Восстановление последовательности событий, порождающих психологическую информацию, предполагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу.

Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос – вопрос о пользователе психологической информации. Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная информация.

В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно – психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за ребенка. Эти взрослые люди по своему усмотрению могут использовать эту информацию.

В отношении взрослых людей вопрос о пользователе психологической информации решается так: взрослому человеку сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зрения заказчика на нее.

Таким образом, клиент имеет возможность сопоставлять свои данные с требованиями заказчика и может увидеть их соответствие или несоответствие.

Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценочный характер, предполагает адекватный для клиента язык ее передачи, при этом соблюдается главный принцип работы практического психолога: не навреди.

Таким образом, социальный заказ на работу практического психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к социальной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса своей профессии.

Достижения психолога в резюме

В успехи психолог может записать повышение квалификации, освоение новой специализации, опыт применения тех или иных техник и методик на практике. Обязательно произведут впечатление на работодателя публикации в профильных СМИ, собственные разработки, опыт проведения тренингов и семинаров
для известных компаний и организаций, участие в международных научных конференциях и так далее.

Мужчина рассказывает психологу про свои проблемы
Примеры достижений в резюме психолога:

  1. Успешный опыт работы с проблемными детьми дошкольного и школьного возраста: коррекция поведения, социализация, улучшение взаимоотношений с учителями, родителями и сверстниками.
  2. Публикации в профильных СМИ.
  3. Адаптация тренингов профессиональной мотивации и конфликтологии под конкретные условия.
  4. Приняла участие в проекте по разработке методики автоматизации построения психологического портрета личности по данным из открытых источников (социальные сети, СМИ и так далее).
  5. Прохождение курсов повышения квалификации «Методы психологического анализа при подготовке спортсменов к международным соревнованиям».
  6. Получила навыки составления индивидуальных программ трансформации жизни.

Шаблон резюме

Каким должен быть школьный психолог?

В статье описаны основные требования, которые выдвигаются к школьному психологу.

Качествам, которыми должен обладать любой психолог, посвящена одноименная статья тут.

Дети и подростки – это самые сложные личности на земле, ведь их характер и темперамент только формируется, а настроение и вовсе меняется каждые пять минут.

Эта группа молодежи весьма осторожно реагирует на внешний мир, подозрительно относясь к каждому встречному и к своим собственным родителям. Именно поэтому практика введения должности школьного психолога широко распространилась по всему миру.

Но какими личными и профессиональными качествами своей специальности должен обладать этот человек для того, чтобы подростки могли без страха открыться перед ним и приходить в его кабинет со своими проблемами?

Во-первых, стоит напомнить, что школьный психолог – это не экстренная служба помощи, которая начинает свою деятельность только в случаях каких-либо проступков или целых катастроф.

Хороший психолог должен работать с целью профилактики и предотвращения проблем поведения детей и подростков. Он должен сразу вычислять потенциальных «сложных» детей и целеустремленно работать с ними, составляя их анамнез (историю становления личности).

Во-вторых, психолог должен быть толерантным и тактичным. Область его основной деятельности – это уязвимые подростки и скрытые дети, поэтому стоит быть чрезвычайно обходительным, чтобы не только не спугнуть своих пациентов, но и стать их лучшим другом и доверительным лицом.

Третье качество хорошего школьного психолога – это большой опыт работы с полноценными консультациями. Наличие разнообразных сертификатов – это прямое свидетельство хороших менеджерских качеств, но это еще не значит, что специалист сможет без проблем решить проблему подростка. А вот если он имеет опыт работы длиной в 2 года, но с каждодневными консультациями, то такой специалист будет оцениваться просто на вес золота.

Следующий критерий оценки достойного специалиста душевных проблем – это творческий подход к любому виду лечения. Ведь не каждому ребенку подойдет хорошо проведенная консультация. Иногда лучше использовать в работе арт или музыкальную терапию, чем просто анализировать проблему и пытаться искоренить ее традиционным методом психодиагностики.

И последнее, но крайне важное качество хорошего школьного специалиста состоит в том, что психолог должен уметь находить общий язык не только со своими подопечными, но и с их родителями. Дело в том, что даже самая искусная работа психолога не принесет никаких результатов, если в домашней обстановке подросток снова будет вспоминать о прямых истоках своей проблемы.

Школьный психолог – это самая настоящая панацея всех психических отклонений и проявлений агрессии в подростковом возрасте. Именно поэтому его образованность, степень квалификации и личные качества играют такую важную роль в работе с детьми.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию

Твитнуть

Реклама:
Оставить комментарий, могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться или войти

Личные качества психолога для резюме

Личные качества должны помогать специалисту в его работе, тесно связанной с общением. С одной стороны, для психолога важна способность сопереживать, воспринимать чувства другого человека. С другой же, не менее важно умение абстрагироваться от проблем других людей. Иначе психолог начнёт разрушать свою психику, а в один не самый прекрасный день попросту не сможет выполнять прямые должностные обязанности.
То есть психолог должен уметь не только сочувствовать, но и сохранять эмоциональную стойкость. Должен обладать завидной стрессоустойчивостью и обладать способностью разрешения конфликтных ситуаций. Ему никак нельзя без развитых коммуникативных навыков и умения убеждать. В работе психолога большое значение имеет широкий спектр личных качеств. Осталось только выделить самые главные для конкретной вакансии, на которую вы претендуете.

Примеры личных качеств в резюме психолога:

  1. Наблюдательность.
  2. Устойчивость к стрессам.
  3. Способность к сопереживанию.
  4. Коммуникабельность.
  5. Умение разрешать конфликтные ситуации.
  6. Общительность.
  7. Терпеливость.
  8. Эмоциональная стойкость.
  9. Позитивное мировосприятие.
  10. Наблюдательность.
  11. Коммуникабельность.
  12. Умение находить общий язык с людьми.
  13. Высокая степень самодисциплины.
  14. Внимательность.
  15. Добросовестность.
  16. Ответственность.
  17. Высокая работоспособность.
  18. Исполнительность.
  19. Аккуратность.
  20. Самостоятельность.
  21. Инициативность.

Мы будем рады, если образец резюме психолога, который мы подготовили, поможет вам составить отличное резюме и успешно трудоустроиться на хорошую работу. Кстати, быстро создать своё резюме вы сможете, используя наш шаблон.

Личность педагога-психолога как профессиональный инструмент статья по психологии по теме

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

В научной литературе по психологическим дисциплинам большое внимание уделяется методическим вопросам содержания профессиональной деятельности практического психолога образования. Однако не менее важным является влияние личности педагога-психолога на процесс реализации ключевых целей образования – становление и развитие личности обучающихся. На наш взгляд, «диапазон» способностей педагога-психолога определяет и «диапазон» возможностей реализации им методик, технологий, существующих в практической психологии.

Определенные направления работы, например, групповые психодиагностические исследования по стандартизированным методикам, обработка данных, методическая работа могут проводиться с минимальным личным контактом с обучающимися. Но большая часть практической работы – психологическое консультирование, тренинговые занятия, осуществление психологической поддержки предполагает процесс взаимодействия, который включает в себя взаимопонимание, взаимовлияние и совместную деятельность.

Одно из базовых качеств, необходимых педагогу-психологу – это любовь к людям, интерес к ним ради них самих и желание помочь им в процессе личностного развития. Это порождает доброжелательность, внимательность, чуткость, проявление эмпатии, готовность вкладывать энергию для изменения ситуации. Также это приводит к умению привлекать к себе людей: если общение с людьми доставляет психологу радость, и он желает им добра, он сам «автоматически начинает притягивать к себе людей» [3., С.64].

Важно отметить, что существует такая ошибка («ловушка») в психологическом консультировании, особенно с детьми и подростками. Достаточно часто обратившийся за помощью ребенок стремиться переложить «эмоциональный груз» проблемы на психолога, освободив себя как от тяжелого психоэмоционального состояния, так и от ответственности за решение проблемы. В этом случае желание психолога помочь может привести к готовности поделиться своими силами и жизненным опытом решения подобных проблем. В этом случае важно осознавать различия между дружеской и профессиональной помощью. И какими бы сильными не были «благородные порывы» помочь «страдающему ребенку», важно дать ему возможность пережить негативные переживания для приобретения новых способностей.

Направленность педагога-психолога преимущественно на снятие негативных эмоций может препятствовать внутреннему росту обратившегося за помощью молодого человека. Скорее наоборот, проявление заботы и уважения будет заключаться в предложении ему помочь проделать внутреннюю работу по осознанию существующих стереотипов, установок, представлений, затрудняющих жизнь, обогащение мировоззрения новым содержанием, выработке новых моделей поведения. В работах практических психологов тяжелые переживания клиентов описываются как важный этап изменений: «Личностное развитие сравнимо с исцелением нарыва… Бывает по-настоящему больно…Мы все проходим через такие периода. Порой бывает трудно признать правоту других или смириться с мыслью, что чужие советы заслуживают того, чтобы к ним прислушиваться» [1, С.15]; при этом «чем больше уроков мы проходим, чем больше дел завершаем, тем полнее живем» [2, С.18].

Важнейшим компонентом профессиональной квалификации педагога-психолога является коммуникативная компетентность, предполагающая «готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности (общения) в единстве трех ее сторон (коммуникация, интеракция, перцепция) в измененных условиях» [3, С.69].

Коммуникативная компетентность педагога-психолога проявляется в:

  • умении выявлять, правильно интерпретировать, понимать мотивы, поступки, личностные особенности окружающих;
  • умении находить оптимальные стратегии и тактики общения, оказывать влияние на людей;
  • саморегуляции, умении осознанно управлять своим поведением.

Профессиональная деятельность педагога-психолога во многом определяется его собственным уровнем самосознания, ценностными ориентациями, этическими принципами. Известно, что профессиональная этика практического психолога включает соблюдение конфиденциальности, принципа «не навреди», применение научных методов, правил делового общения и др. Однако все же эмоциональный и профессиональный вклад психолога опирается, в отличие от многих других профессий, в большей степени на внутренний самоконтроль и внутреннюю мотивацию, которая может снижаться под влиянием усталости, личных трудностей, изменений условий работы. Избежать эмоционального выгорания, поддержать внутреннюю мотивацию помогают любовь к профессии, семинары и тренинги с коллегами, профессиональная литература и конечно положительные эмоции людей, которым удалось помочь.

В процессе работы с обучающимися личность педагога-психолога, находясь под влиянием полученных знаний, различных взаимоотношений, рефлексии, анализа психологических явлений обогащается новыми качествами, которые в совокупности определяют его профессионализм. Тем самым, долгий многолетний жизненный путь психолога с постоянными устремлениями, усилиями, неудачами и успехами формирует личностные особенности, которые становятся его профессиональным инструментом.

Список литературы

  1. Бурбо Л. Слушай свое тело – твоего лучшего друга на Земле. – М., 2014. – 256 с.
  2. Кюблер-Росс Э. Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть. – М., 2015. – 272 с.
  3. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2010. – 848 с.
  4. Мастерство психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб., 2007. – 240 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: