С началом каждого теплого сезона на дорогах нашей страны резко вырастает количество мопедов и скутеров, которые нередко часто раздражают водителей автомобилей тем, что ездят, где им вздумается и создают аварийные ситуации.
Учитывая, что в последние годы число желающих приобрести себе такое двухколесное средство передвижения сильно увеличилось, люди часто спрашивают — являются ли мопеды и скутеры транспортными средствами с точки зрения закона?
Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
И начнем сразу с ответа на главный вопрос. Да, безусловно, мопеды и скутеры относятся к транспортным средствам. Все скутеры и мопеды, в соответствии со статьей 25 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» отнесены к транспортным средствам категории «М».
Говоря формально, в российском законодательстве такого понятия, как «скутер» не существует в принципе.
В случае необходимости поворота налево и запрете такого маневра водитель скутера по правилам должен сделать следующее.
Обратите внимание! Нельзя пересекать перекресток по пешеходному переходу, сидя на скутере!
Правилами оговаривается и такой пункт, как перевозка пассажиров на скутере или мопеде.
Тогда его номинальная мощность не должна превышать самую долгую нагрузку – более 0,25 кВт, и быть меньше 4 кВт.
Если квадроциклы имеют параметры, схожие с теми, что и у мопедов, тогда их также приравнивают к категории М, либо А1.
Для мопедов в Правилах ДД предусмотрено сугубо по следующим зонам проезжей части:
Знак велодорожки, под которым разрешено ездить также и мопедам, скутерам.
По обочине разрешено ехать на мопеде только в тех случаях, если это никак не помешает пешеходам.
Конечно же, нет! Правила однозначно вводят специальные функциональные критерии для них:
И получается, что водитель, двигающийся по маршруту на таком ТС, будет причислен именно к водителям маршрутного ТС со всеми вытекающими «льготами» для него (о них мы скажем в специальных разделах ПДД).
А вот если водитель после трудового дня, высадив пассажиров на «конечной», двигается домой, в гараж, к месту стоянки своей «маршрутки», то его транспорт уже не считается маршрутным ТС. Соответственно, все «льготы» исчезают.
Больше нет ни слова, кроме того, что при обкатке нельзя ездить быстрее 25 км/ч. В открытых источниках тоже нет такой строки — подразумевается, что раз в Японии нельзя больше 30, то свои 30 скутер едет, а дальше «не положено». Как эта ситуация трактуется? Очевидно, что в определенных обстоятельствах может быть выгодно считать это не в пользу водителя.
Вывод, надеюсь, кому-то поможет сделать окончательный выбор. Перед покупкой скутера внимательно изучите дороги, по которым предстоит ездить, лучше на панорамах и открытой статьей в соседней вкладке , а я лучше на машине, как и все прошлые 7 лет стажа. Что для автомобилиста не имеет значения, на скутере может оказаться непроходимой преградой.
Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
Далее всё так же.
Штраф за вождение без шлема составляет 1000 рублей. Кстати, такой же штраф могут выписать за надетый, но не застегнутый шлем.
Важно! Наличие шлема у пассажира не обязательно (см. пункт 24.8 Правил).
Узкая полоса на проезжей части отводится с краю специально для проезда мопедов и скутеров, она отличается от разметки границы обочины.
Получается, что для такого типа мототранспорта возможен проезд исключительно в ряд, друг за другом, если мопедов будет продвигаться по трассе несколько.
Краевая часть магистрали или городской дороги отводится исключительно только с правой стороны. Поэтому мопеды должны ездить строго по правому краю дороги.
Однако строго соблюдать границы такой линии необязательно. Разрешено в некоторых случаях мопеду объезжать остановившийся общественный городской транспорт (автобусы, троллейбусы).
Но это возможно только в случаях свободной дороги.
Скоростной режим для мопедов предполагает вождение с максимальной такой скоростью, на которую вообще способен данный вид мототранспортного средства.
Специально для них на проезжей части бывает выделена полоса для движения, а места для посадки-высадки пассажиров обозначается особым знаком и/или разметкой.
Определение из ПДД (п.1.2):
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Обозначим такие транспортные средства. Судя по определению самих ПДД, — это автобус, троллейбус и трамвай. К ним следует присовокупить еще и маршрутные газели (с которыми, кстати, сегодня ведется непримиримая борьба, как с небезопасным маршрутным ТС).
Но всякий ли автобус или «маршрутка» являются собственно маршрутным транспортным средством.
После этого можно перейти широкую проезжую часть в нужном направлении по пешеходному переходу и вновь превратиться в водителя транспортного средства.
Примечание. Данное требование не распространяется на дороги, расположенные внутри велосипедных зон, а также на дороги, на которых поворот налево разрешен из крайней правой полосы.
4. Водителю мопеда в обязательном порядке нужен специальный шлем. Этот вопрос подробно рассматривался в статье «Нужен ли на скутер шлем».
5. Скутер — не тягач, буксировать сломанные транспортные средства он не должен.
Вот эта Ваша фраза заставила задуматься:
уходит на светофор с допсекцией, которая при включении обязывает водителя повернуть свое ТС.
Вы спрашиваете про правила для России или для Украины? В России стрелка в дополнительной секции не обязывает водителя поворачивать уже почти 25 лет.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Купил скутер 49сс на свою беду — повелся на низкую цену, возможность не тратить время и деньги на открытие категории А и покупку нормального мотобайка, а оказалось, что ездить без нарушений на нем невозможно)
Кататься все равно хочется, и накопились вопросы, которые хочется прояснить до сезона:
1.
В общем, чуть подальше запрятали, но порядок не изменился.
Keeper_Riff, спасибо за информацию! Согласен с Вами, на мопед ОСАГО не требуется.
Комментарии по этому поводу будут обновлены.
Удачи на дорогах!
правильно ли я понимаю, если установлен знак 4.4.1. «Велосипедная дорожка» то двигаться по ней на мопеде нельзя, а можно только по дороге с выделенной полосой для велосипедистов и при наличии знака 5.14.2 ?
Виталий, все верно.
Удачи на дорогах!
Катил в не трезвом состоянии сломанный мобед… Могут лишить В.У. кат В?
Вы противоречите закону, рассматривая 24.8 где четко сказано, что нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам. А вы предлагаете пересекать таким способом трамвайные пути и многополосные дороги.
На самом деле закон какой то странный.
Еще не понятка: еду правому краю проезжей части и она как буква У ответвляется вправо одной полосой, в этом случае сворачивать направо и пилить, пока до следующего перекрестка не доберешься, чтобы через фиг знает сколько км вернуться на свою траекторию движения?
Если все так, то наши депутаты выжали малокубатурники из крупных городов, под предлогом защиты здоровья молодого поколения.
Малокубатурник тем и хорош, чтобы машину не выгонять, по районным точкам пробежаться. Опять же и регистрации с ОСАГО не требуются — экономия (и топливо с машиной не сравнить).
Но с существующей дорожной развязкой его только в пригороде можно иметь, чтобы по проселочным дорогам двигаться. Картинку правильно вырисовал?
То и есть:
24.7.