Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Сферы общественной жизни
Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.
В обществознании выделяют четыре подсистемы:
- Экономическая;
- Политическая;
- Социальная;
- Духовная.
Каждая из перечисленных сфер состоит из:
- определённого вида деятельности;
- социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
- взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.
Экономическая сфера
Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Что такое общество
- 2. Общественный прогресс
- 3. Семья как социальный институт
- 4. Структура деятельности
Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.
§2. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.
Отрасль
— исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности
– это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.
По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу
. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны.
Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).
В каждой отрасли можно выделить области
профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.
Предмет труда
— это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Согласно предмету труда выделяют 5 областей
профессиональной деятельности: человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек, человек — художественный образ.
Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.
Предпринимательство
— это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Процесс
— это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.
Процесс профессиональной деятельности
начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект
этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности
— это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:
- физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
- нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
- психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. — характеру труда);
- практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).
Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.
Мотив
— это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).
В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:
- аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
- энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);
- технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
- транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
Средства труда
— это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ.
К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д.
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства
.
Схематично орудия производства можно представить следующим образом:
Поясним схему.
Машины
в зависимости от выполняемой работы бывают:
- энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
- рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
- транспортные (конвейер, автомобиль);
- подъемные (краны, лебедки);
- информационные (арифмометры, ЭВМ).
Оснастка
— совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).
Рабочие инструменты
в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).
Контрольно-измерительные приборы
служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т.п.
), принципу действия (механическис, электрические, оптические и т.д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т.д.).
Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными
.
Автоматические устройства
выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.
https://www.youtube.com/watch?v=ZlVfbBL88Lw
К функциональным возможностям
человека относятся:
- возможности рук (сила, ловкость, координация);
- возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
- возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
- возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
- возможности речевого аппарата, голоса и др.
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства
.
Преобразование предметов труда — технологический процесс
— осуществляется с помощью средств труда в виде технологических операций и переходов.
Технологическая операция
— это законченная часть технологического процесса. Например, заготовка деталей, их сборка, окраска и т.д.
Технологический переход
— часть технологической операции, которая выполняется одним инструментом, приспособлением. Например, разметка, обрезка, сверление и т.д.
Представим технологический процесс схематически.
Технологические операции и переходы осуществляются на основе специальной документации: технологических карт, маршрутных карт, графиков, планов, инструкций и т.д. Продуктами (результатами) профессиональной деятельности могут быть товары или услуги.
Товар
— продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).
Для хранения
продуктов труда ( товара) создаются специальные места, помещения, склады.
Реализация
продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
К услугам
относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
Таким образом, процесс профессиональной деятельности графически можно представить следующим образом:
В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек
термины:
Практическая работа
Раскройте содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности по таблице.
Компоненты
Цель |
Задачи |
Профессионально важные качества субъекта деятельности |
Средства труда |
Предметы труда |
Технологические операции и переходы |
Продукты (результаты) деятельности |
Вопросы:
- Перечислите основные компоненты процесса профессиональной деятельности.
- Раскройте содержание готовности человека к профессиональной деятельности.
- Какие функции выполняет человек в процессе профессиональной деятельности?
- Назовите предметы (группы) профессиональной деятельности.
- Охарактеризуйте средства труда и орудия производства.
- Какова сущность и структура технологического процесса?
- Что такое товар?
Источник: https://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno11/3_2.html
Сферы профессиональной деятельности
Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.
Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.
Сферы профессиональной деятельности:
- гуманитарная (цель – человек);
- естественнонаучная (природа);
- социальная (общество).
Профессиональная деятельность – это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.
Политическая сфера
Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.
Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.
Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:
- политические институты (партии);
- правовые и моральные нормы;
- коммуникации;
- культура и идеология.
Понятие профессиональной деятельности. Основные понятия профессиональной деятельности
загрузка…
Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия, имеющее несколько определений:
- Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
- Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
- Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.
Проблема мотивов профессиональной деятельности
Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:
- Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
- Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
- Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.
Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.
Взаимосвязь сфер общества
Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.
В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения – научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции – праву и политике.
Характеристикой современного общества является совокупность и взаимосвязь всех составляющих. Пример – место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа. Взаимосвязь сфер можно проследить и в исторических событиях. Например, князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь (духовная сфера), в следствии это стала распространяться новая религия и грамотность (тоже духовная), появился новый налог – десятина (экономическая), князь укрепил власть и повысил международный авторитет (политическая сфера), люди стали добрее и милосерднее (социальная).
Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:
Подсистема | Функции общества | Учреждения |
Экономическая | Изготовление, потребление и распределение материальных благ | Биржи, банки, заводы, фирмы |
Политическая | Взаимосвязь между государством и гражданским обществом, между партиями и государством | Правительство, партии, парламент |
Социальная | Социальные гарантии, связь между разными социальными группами | Здравоохранение, коммунальные учреждения, социальное обеспечение |
Духовная | Взаимоотношения в процессе создания духовных ценностей | Театры, школы, библиотеки, музеи |
Роль банковской системы в нашем государстве?
Банковская система в России имеет огромную историю, начиная с Российской империи. В тот период она являлась одной из коллегий. Это дало начало для отделения её от общего государственного управления страной. В СССР вся банковская система представлялась несколькими банками, каждый из которых имел свой собственный предмет для финансирования. Позднее в России данные банки были объединены в одно и разделились по совершенно другим признакам, которые мы озвучили ранее.
В связи с тем, что сейчас в России процветает демократия, банковская система отделилась по принципу разделение властей. Ей сейчас заведует исключительно Центральный банк. В случае, если он предлагает какие-либо поправки в законе, касающиеся финансовой деятельности, они будут рассмотрены в соответствии с законодательной ветвью власть и её представителями в виде других многочисленных органов. Банковская система России напрямую связана и с международными делами, которые играют значительную роль в экономике и финансовых отношениях нашей державы. Россия зачастую инвестирует некоторые проекты и дела иностранных компаний, но при этом и они не остаются в стороне. Экономика потребляет довольно много инвестиций со стороны иных стран. Таким образом, иностранный капитал играет важную роль в банковской системе России.
Тест по теме
- Вопрос 1 из 10
Устойчивые отношения между социальными субъектами называют…
Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
- Данил Якимов
10/10
- Валера Грязев
7/10
- Амина Валенкова
7/10
- Рома Смоляров
8/10