Понятие профессиональной деятельности, специальности, должности. Трудовой пост в организации и его компоненты

Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Сферы общественной жизни

Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

В обществознании выделяют четыре подсистемы:

  • Экономическая;
  • Политическая;
  • Социальная;
  • Духовная.

Каждая из перечисленных сфер состоит из:

  • определённого вида деятельности;
  • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
  • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

Экономическая сфера

Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Что такое общество
  • 2. Общественный прогресс
  • 3. Семья как социальный институт
  • 4. Структура деятельности

Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

§2. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.

Отрасль

— исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности

– это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.

По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу

. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны.

Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области

профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда

— это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей

профессиональной деятельности: человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек, человек — художественный образ.

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.

Предпринимательство

— это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Процесс

— это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.

Процесс профессиональной деятельности

начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект

этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности

— это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:

  • физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
  • нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
  • психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. — характеру труда);
  • практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.

Мотив

— это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Средства труда

— это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ.

К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д.

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства

.

Схематично орудия производства можно представить следующим образом:

Поясним схему.

Машины

в зависимости от выполняемой работы бывают:

  • энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
  • рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
  • транспортные (конвейер, автомобиль);
  • подъемные (краны, лебедки);
  • информационные (арифмометры, ЭВМ).

Оснастка

— совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).

Рабочие инструменты

в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).

Контрольно-измерительные приборы

служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т.п.

), принципу действия (механическис, электрические, оптические и т.д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т.д.).

Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными

.

Автоматические устройства

выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

https://www.youtube.com/watch?v=ZlVfbBL88Lw

К функциональным возможностям

человека относятся:

  • возможности рук (сила, ловкость, координация);
  • возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
  • возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
  • возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
  • возможности речевого аппарата, голоса и др.

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства

.

Преобразование предметов труда — технологический процесс

— осуществляется с помощью средств труда в виде технологических операций и переходов.

Технологическая операция

— это законченная часть технологического процесса. Например, заготовка деталей, их сборка, окраска и т.д.

Технологический переход

— часть технологической операции, которая выполняется одним инструментом, приспособлением. Например, разметка, обрезка, сверление и т.д.

Представим технологический процесс схематически.

Технологические операции и переходы осуществляются на основе специальной документации: технологических карт, маршрутных карт, графиков, планов, инструкций и т.д. Продуктами (результатами) профессиональной деятельности могут быть товары или услуги.

Товар

— продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).
Для хранения
продуктов труда ( товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация

продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам

относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

Таким образом, процесс профессиональной деятельности графически можно представить следующим образом:

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек

термины:

Практическая работа

Раскройте содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности по таблице.

Компоненты

Цель
Задачи
Профессионально важные качества субъекта деятельности
Средства труда
Предметы труда
Технологические операции и переходы
Продукты (результаты) деятельности

Вопросы:

  1. Перечислите основные компоненты процесса профессиональной деятельности.
  2. Раскройте содержание готовности человека к профессиональной деятельности.
  3. Какие функции выполняет человек в процессе профессиональной деятельности?
  4. Назовите предметы (группы) профессиональной деятельности.
  5. Охарактеризуйте средства труда и орудия производства.
  6. Какова сущность и структура технологического процесса?
  7. Что такое товар?

Источник: https://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno11/3_2.html

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель – человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность – это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.

Политическая сфера

Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

  • политические институты (партии);
  • правовые и моральные нормы;
  • коммуникации;
  • культура и идеология.

Понятие профессиональной деятельности. Основные понятия профессиональной деятельности

загрузка…

Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия, имеющее несколько определений:

  • Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
  • Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
  • Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.

Проблема мотивов профессиональной деятельности

Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:

  • Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
  • Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
  • Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.

Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения – научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции – праву и политике.

Характеристикой современного общества является совокупность и взаимосвязь всех составляющих. Пример – место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа. Взаимосвязь сфер можно проследить и в исторических событиях. Например, князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь (духовная сфера), в следствии это стала распространяться новая религия и грамотность (тоже духовная), появился новый налог – десятина (экономическая), князь укрепил власть и повысил международный авторитет (политическая сфера), люди стали добрее и милосерднее (социальная).

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Подсистема Функции общества Учреждения
Экономическая Изготовление, потребление и распределение материальных благ Биржи, банки, заводы, фирмы
Политическая Взаимосвязь между государством и гражданским обществом, между партиями и государством Правительство, партии, парламент
Социальная Социальные гарантии, связь между разными социальными группами Здравоохранение, коммунальные учреждения, социальное обеспечение
Духовная Взаимоотношения в процессе создания духовных ценностей Театры, школы, библиотеки, музеи

Роль банковской системы в нашем государстве?

Банковская система в России имеет огромную историю, начиная с Российской империи. В тот период она являлась одной из коллегий. Это дало начало для отделения её от общего государственного управления страной. В СССР вся банковская система представлялась несколькими банками, каждый из которых имел свой собственный предмет для финансирования. Позднее в России данные банки были объединены в одно и разделились по совершенно другим признакам, которые мы озвучили ранее.

В связи с тем, что сейчас в России процветает демократия, банковская система отделилась по принципу разделение властей. Ей сейчас заведует исключительно Центральный банк. В случае, если он предлагает какие-либо поправки в законе, касающиеся финансовой деятельности, они будут рассмотрены в соответствии с законодательной ветвью власть и её представителями в виде других многочисленных органов. Банковская система России напрямую связана и с международными делами, которые играют значительную роль в экономике и финансовых отношениях нашей державы. Россия зачастую инвестирует некоторые проекты и дела иностранных компаний, но при этом и они не остаются в стороне. Экономика потребляет довольно много инвестиций со стороны иных стран. Таким образом, иностранный капитал играет важную роль в банковской системе России.

Банк - это что за структура? какой деятельностью занимается операции на финансовом рынке

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Устойчивые отношения между социальными субъектами называют…

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Данил Якимов

    10/10

  • Валера Грязев

    7/10

  • Амина Валенкова

    7/10

  • Рома Смоляров

    8/10

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: